Каталог статей |
Пономаренко Л. Э., Нестеренко Л. А.
Сущность аромамаркетинга и его развитие в УкраинеКак всем известно, мир не стоит на месте. Маркетинговые технологии, образы и подходы подобно миру имеют тенденцию развиваться, т.е. устаревать, при чём устаревать быстро. Поэтому вопрос, как и чем удивить покупателя всегда являлся и будет являться актуальным. Маркетинг, как вид деятельности, направленный, фактически, на привлечение внимания потребителя, всю свою историю ищет новые подходы и возможности удивить, удержать и не упустить клиентов. Изучив поведение потребителей, психологи пришли к выводу, что клиент выбирает товар, исходя из всего того, что он видит, слышит, нюхает, трогает и чувствует на вкус. Поэтому, в XXI веке, когда в направлениях зрительного и слухового восприятия ничего по-настоящему нового и впечатляющего придумать уже, наверное, невозможно, появляется новое оборудование, позволившее вооружиться ещё всерьёз незатронутым инструментом воздействия на человека – запахом. Возникло и сформировалось новое направление деятельности по продвижению товара – аромамаркетинг. Аромамаркетинг – направление маркетинга, основывающееся на использовании различных запахов и ароматов с целью стимулирования продаж, продвижения товара на рынок и благоприятного влияния на покупателя. Аромамаркетинг является средством повышения конкурентоспособности предприятий наряду с ценой, качеством и популярностью торговой марки. Согласно исследованиям, ароматизация воздуха в магазине способна поднять продажи на 15, а то и 20% – без расширения ассортимента и дизайнерских перепланировок. Главная задача аромамаркетинга – улучшить настроение покупателя и расположить его к себе; сделать так, чтобы ему было хорошо и напрямую связать это ощущение с компанией [1]. Ведь в больших и малых торговых, офисных и других помещениях при скоплении большого количества людей, работающей техники, запахи и ароматы очень часто смешиваются в неприятное сочетание. В итоге неприятные запахи начинают отпугивать клиентов и покупателей. В таких случаях вместе с современным дизайном такого помещения, подготовкой опытного персонала, и оснащении его всевозможными инженерными решениями, в том числе вентиляционными установками, необходимо подумать и об ароматизации помещения, т.е. воспользоваться аромамаркетингом. Возможности аромамаркетинга распространяются от аромаклининга (нейтрализации нежелательных запахов) и аромадизайна помещений почти любого размера, заканчивая ароматизацией сувениров, полиграфии и даже бензина – для особо искушенных. Аромадизайн, как инструмент аромамаркетинга – это вид профессиональной деятельности, возникший на стыке дизайна интерьеров, профессиональной ароматерапии и маркетинга, и представляет собой целый комплекс мероприятий, создающих специальную ароматическую атмосферу, стимулирующую те или иные эмоции человека [1]. Аромамаркетинг и аромадизайн имеют применение фактически во всех сферах и направлениях организационной деятельности и PR. Западным опытом подтверждено, что технологии аромамаркетинга являются эффективными и могут применяться с целью:
Использование ароматов в маркетинге имеет своей целью не только создание эмоционально-возбуждающей атмосферы продажи, но и передачу связанных с продуктом переживаний потребителя. При этом работает одно из главных свойств аромата, он вызывает определенные образы, ассоциации и переносит связанные с ним эмоции на переживания потребителя. Ароматы неразрывны с прошлым и настоящим жизненным опытом. Изначально любой запах сравнивается с каким-то событием или переживанием, а затем сохраняется вместе с внутренними образами. Научно доказано, что информация, воспринимаемая органами обоняния человека, оказывает самое непосредственное и незамедлительное влияние на принятие решения по сравнению с остальными органами чувств человека. Можно сделать вывод, что запахи – незаменимый инструмент в современном искусстве продаж, а аромамаркетинг – нестандартный путь продвижения товара (услуги). В ближайшее время, обоняние, как канал коммуникации, будет использоваться всё чаще. Следует отметить, что менеджеры отечественных компаний должны задуматься о возможности использования этой технологии. Ведь она уже давно проверена на практике, её эффективность доказана опытом наших западных коллег [2]. Литература:
|