Каталог статей

Лукашова Л.В.

Тематические виртуальные выставки как эффективное направление сбытовой деятельности туристических предприятий

Интеграция Украины в международное экономическое сообщество послужила интенсивным толчком к внедрению эффективных форм сбыта туристических услуг в практику управления деятельностью туристических предприятий. Постоянный рост сбытовых затрат, усиление конкуренции на рынке, повышение требований потребителей к качественному туристическому обслуживанию усиливают значимость эффективного управления сбытом в деятельности туристических предприятий. Необходим поиск таких методов управления сбытовой деятельностью, которые помогали бы предприятиям учитывать потребности рынка и вести конкурентную борьбу.

Туристическая отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства Украины даже в условиях экономического кризиса, о чем свидетельствуют возрастающее количество предприятий гостиничного типа, номеров в них и, соответственно, жилой площади номерного фонда (рис.1).

Безусловно, мировой экономический кризис негативно отразился и на деятельности туристической отрасли. По данным Государственной службы туризма и курортов в Украине на протяжении 2009 года туристическими предприятиями Украины обслужено 2,3 млн. туристов, что на 25% меньше аналогичного показателя 2008 года, и 1,9 млн. экскурсантов (на 21% меньше, чем в 2008 году). По видам туризма:

  • въездной туризм – 282,3 тыс.человек (на 24% меньше показателя 2008 года);
  • выездной туризм – 913,6 тыс.человек (на 29% меньше показателя 2008 года);
  • внутренний туризм – 1,1 млн. человек (на 21% меньше показателя 2008 года).

Мировой экономический кризис негативно отразился на доходах населения, которое вынуждено экономить на продукции и услугах, не являющихся средствами первой необходимости. К таким относятся и туристические услуги. Вследствие вышесказанного туристические предприятия изыскивают дополнительные резервы для стимулирования сбыта и популяризации туристической отрасли в целом.

Одним из приоритетных направлений сбытовой деятельности туристических предприятий является популяризация отрасли (отдельных представителей) через выставочно-ярмарочную деятельность: организация тематических выставок, участие в выставках (очное и заочное), в т.ч. в Интернет выставках.

Тематические выставки в последнее время приобретают все большую популярность. Они способствуют эффективному развитию и популяризации туристической отрасли, созданию дополнительных рабочих мест, внедрению новых прогрессивных технологий, повышению осведомленности потребителей относительно характеристик отдельных видов туристических услуг, привлечению дополнительных инвестиций в отрасль.

В 2010 году в мире состоится 901 туристическая международная выставка, в т.ч. 9 из них пройдут в Украине. На сегодняшний день в Украине функционирует 1521 туристическая виртуальная выставка (выставка онлайн).

Виртуальная выставка (Интернет выставка) – Интернет-ресурс, который ориентирован не только на демонстрацию, но и на обмен информацией между различными участниками процессов коммуникации. Часто используется как дополнение к реальной выставке и проходит параллельно с ней в сети Интернет. В рамках виртуальной выставки организатор предоставляет возможность ее участникам та бесплатной или платной основе разместить в сети Интернет на сайте выставки текстовую информацию и графическое, аудио- или видео- изображение экспонатов, которое рассказывает об участнике Интернет выставки, его деятельности, товарах, услугах и технологиях, а посетителям выставки – на бесплатной основе ознакомиться с информацией и экспонатами, предоставленными участниками выставки.

Рис. 1. Количество предприятий гостиничного типа, номеров в них и жилых площадей в Украине в 1995-2009 гг.

Нами сформулированы основные преимущества участия в виртуальной выставке для экспонентов, посетителей, организаторов и выставочных центров.

Преимущества участия в виртуальной выставке для экспонентов – субъектов туристического рынка:

  • неограниченное рекламное время в Интернет (24 часа в сутки, 365 дней в году);
  • неограниченная география и количество посетителей виртуального стенда;
  • отсутствие ограничения выставочной площади;
  • доступность участия;
  • возможность ознакомления любого пользователя сети Интернет с услугами туристического предприятия;
  • возможность оперативной связи с персоналом предприятия;
  • возможность оперативной корректировки информации на сайте виртуальной выставки;
  • постоянная возможность обсуждения в форуме актуальных бизнес вопросов с заинтересованной аудиторией;
  • увеличение посещаемости сайта туристического предприятия потенциальными потребителями туристических услуг за счет ссылок на виртуальном стенде;
  • возможность снять часть рутинной нагрузки с коммерческого отдела предприятия за счет минимизации ответов на стандартные вопросы относительно туров, наличия мест, ценовой политики и т.д. Потенциальные потребители, имеющие доступ в Интернет, могут получить ответы на свои вопросы, просмотрев виртуальный стенд;
  • возможность использования материалов при подготовке аналитических и коммерческих отчетов по основным операторам рынка;
  • предоставление возможности получения информации о деятельности предприятия отечественным и зарубежным потребителям;
  • рост престижа предприятия за счет повышения эффективности влияния на потенциальных потребителей;
  • повышение эффективности внешнеэкономической деятельности за счет появления представительства в Интернет;
  • наличие дополнительного электронного канала для приема электронной почты.

Преимущества участия в виртуальной выставке для посетителей:

  • ознакомление с последней базой данных отечественных и зарубежных операторов туристического рынка;
  • возможность многократного посещения выставки;
  • возможность принимать участие в виртуальных конференциях, обмен опытом на страницах ресурса;
  • доступ к законодательной базе;
  • возможность заполнения заявки на посещение традиционной выставки и отсылка ее организатору;
  • получение информации, аналитических, обзорных материалов;
  • возможность принимать участие в формировании рейтинга услуг и предприятий;
  • возможность участия в проведении маркетинговых исследований путем изучения представленных на виртуальной выставке материалов;
  • возможность получения информации о международных организациях, всемирных финансовых институтах, финансово-инвестиционных компаниях, а также об условиях сотрудничества с ними;
  • получение в режиме on-line последних новостей отрасли;
  • возможность заказа и оперативного приобретения специализированной литературы в электронном магазине.

Преимущества проведения виртуальной выставки для организаторов и выставочных центров:

  • размещение на ресурсе на договорных условиях виртуальных вариантов реальных выставок как их логического продолжения под тем же названием и с информацией о событиях на них;
  • размещение на договорных условиях специализированной виртуальной выставки, посвященной деятельности какой-либо ассоциации, гильдии, союза и т.д.;
  • возможность открытия на ресурсе новой выставки или павильона по интересующим направлениям и тематике;
  • проведение традиционных выставок в регионе одновременно с виртуальными;
  • наличие специального сервиса для организаторов, благодаря которому можно самостоятельно управлять информацией об организации и выставке;
  • наличие обратной связи.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы, что участие в тематических виртуальных выставках является приоритетным направленим сбытовой деятельности туристических предприятий в современных условиях хозяйствования, позволяющее экономить на затратах и обеспечивающее повышенную эффективность по сравнению с другими средствами стимулирования сбыта.

Литература

  1. [сылка более недоступна} Украине и за рубежом).
  2. [сылка более недоступна} (Сайт Государственного комитета статистики Украины).
  3. [сылка более недоступна} (Сайт государственной службы туризма и курортов в Украине).
  4. www.energy-exhibition.com (Сайт виртуальной выставки энергоэффективных технологий, материалов и услуг).
  5. Лукашова Л.В. Організація виставкової діяльності: навч. посіб. К.: КНТЕУ, 2009. - 372 с.