Каталог статей

Акопова В.Г. (аспирант)
Донецкий Национальный Технический Университет

Надежность изделий - важный инструмент менеджмента качества промышленных предприятий

В соответствии с ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения». Надежность трактуется как свойство объекта (изделия) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Как видно из определения, надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его пребывания может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенное сочетание этих свойств. [1].

Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.

Долговечность - свойство объекта сохранять работоспособное состояние при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования.

Выше перечисленные свойства надежности характеризуют определенные технические состояния изделий. Существует пять основных видов технического состояния объектов изделий, которые представлены в схемы 1.

Схема 1 – Основные виды технического состояния объектов изделий

Переход изделия из одного вышестоящего технического состояния в нижестоящее обычно происходит вследствие событий повреждений или отказов. Различные виды отказов зачастую рассматривают как конкурирующие механизмы отказов. Для того чтобы устранить образовавшуюся проблему, ее необходимо понять, а для осуществления каких либо действий следует выяснить, с какими последствиями эта проблема сопряжена.

Наработка до отказов одного определенного вида, как правило, хорошо описываются статистическими методами. Поэтому в место того, чтобы описать надежность изделия в целом, можно провести независимый анализ отдельных видов его отказа, после чего объединить полученные результаты и вывить основную причину, влияющую на повреждение или отказ. В этом случае удается избежать необходимости применения для описания надежности изделий. [2].

В Германии техосмотр проводит альтернативный очень авторитетный орган Technischer Uberwachungs-verien (TUV) или по-нашему Объединение Технадзора. Эта организация ежегодно проводит осмотр автопарка и выдает свой вердикт: «годен к эксплуатации или нет». Проверка автомобилей проводится на высококлассном оборудовании, а контролю подвергаются те же параметры, что и у нас на инструментальном контроле. Однако все данные о неисправностях в TUV систематизируют и ежегодно публикуют. Таким образом, потребители получают достоверную информацию о надежности того или иного автомобиля на протяжении его эксплуатации на основании анализа 40-миллионного парка Германии.

Заметим, что информация о надежности автомобиля актуальны для Германии, поскольку статистики неисправностей автомобилей в Украине пока нет. Наверняка в Украине эти показатели были бы выше, в силу специфики дорог и топлива. Если автомобиль не надежен в Германии, то в Украине он точно сломается. Кроме того, есть возможность проследить надежность автомобиля на всем сроке эксплуатации и сравнить его с теми же конкурентами. К примеру, приобретая годовалый автомобиль с числом неисправностей 10-15 на 1000 шт., казалось бы, ничем не рискуем. Но! Как же себя ведет это автомобиль в 3-5-летнем возрасте? Если он не сильно утратил позицию в рейтинге, то это значит, что его надежность и с годами останется на прежнем уровне, а если он теряет 10-20 пунктов рейтинга - начнет «сыпаться».

Важно знать поведение автомобиля после окончания гарантийного срока. Если он после 2-3 лет потеряет много пунктов, то к тому времени оптимальным вариантом было бы с ним «расстаться». Рейтинг TUV - очень авторитетный источник, против которого нет аргументов ни у одного из авто. производителей. Объем парка, который проверяет TUV, сводит на нет погрешности статистики. Тем не менее, даже если 500 автомобилей из 1000 прошли TUV - значит эта модель, достойна вашего внимания.

«Сравнение надежности авто», в основу которого положены данные техосмотра автомобилей в Германии (TUV). Можно легко узнать, какое число неисправных автомобилей было зафиксировано на 1000 автомобилей данной марки в Германии и как этот показатель меняется с возрастом автомобиля. Возникает вопрос: «А почему данные немецкой организации?». Ответ будет заключать в себе следующее:

  • в Германии огромный парк автомобилей (40 млн. шт.), что снижает статистическую погрешность;
  • в Германии все неисправности четко фиксируются, что позволяет получить структурированные данные;
  • авторитет TUV настолько велик, а данные объективны и достоверны, что авто. производители попросту не могут опровергнуть статистику, полученную таким путем.
  • из всех рейтингов, которые нам довелось видеть, данные TUV наиболее применимы к автомобилям, эксплуатируемых в Украине и России.

Конечно, в Украине процент неисправностей будет выше (дороги, топливо, сервис и многое другое), но не все отказы, которые фиксирует TUV в Украине имеют значение.

К сожалению, пока в разделе нет украинских автомобилей, но уже разослали запросы в соответствующие службы. В ближайшее время появится возможность сравнить надежность отечественных автомобилей и иномарок всевозможных годов выпуска. Поэтому собираясь приобрести автомобиль, целесообразней будет сопоставить его показатель надежности по версии TUV с данными по конкурентам.

Вывод.

1. Указанные важнейшие свойства надежности, которые характеризуют определенные технические состояния объекта (изделия). В схеме 1 представлены пять основных видов технического состояния изделия и их переход из одного вышестоящего к другому нижестоящему техническому состоянию.

2. Ответом на вопрос поиска повышения и оценивания надежности, для любого проектировщика или технолога, ответ будет однозначен, необходимо воспользоваться анализом отдельных видов отказа. В тоже время обобщенный анализ может устроить потребителей, которых интересует только оценка надежности в целом.

3. Проводя анализ информационно – аналитической группы AUTO CONSULTING с помощью TUV как в Германии, так и в Украине можно не только узнать число неисправностей любой модели на 1000 автомобилей, но и проследить рост поломок со временем. Также есть возможность сравнить до 4-х автомобилей сразу и проследить их отказы на протяжении нескольких лет.

Литература

    1. ГОСТ 27.002-89. «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения» // Изд. документ принятый организацией СНД - институт машиноведения АН СССР; Код МКС 01.040.21;21.020; Россия: введ. 01.07.1990.

    2. Джеральд Дж.Хан., Несип Доганавский., Уильям К.Мир. Анализ надежности с учетом видов отказов: полезный способ оценки и повышения надежности // Журнал «Методы менеджмента качества» № 6, 2009.

    3. Информационно – аналитическая группа AUTO CONSULTING // Рейтинг надежности автомобилей TUV 2003 [сылка более недоступна}