Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бабинина Ю.В. Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства Псковской области в 2009 годуБюджетная поддержка сельского хозяйства является необходимостью в условиях рыночной экономики, что является следствием специфических особенностей отрасли, приводящих к ее неконкурентоспособности в межотраслевом обмене. Нами был определен необходимый объем бюджетной поддержки сельского хозяйства Псковской области и Великолукского района, дана оценка существующего его уровня. За основу была взята методика Д.Б. Эпштейна, согласно которой необходимый уровень бюджетной поддержки зависит от потерь сельского хозяйства в результате межотраслевого обмена. Понятие паритета межотраслевых отношений включает определённый уровень оплаты труда, амортизационных отчислений, рентабельности. По мнению Д.Б. Эпштейна, под паритетностью межотраслевого обмена понимается равенство условий для расширенного воспроизводства, которое находит свое выражение в длительно сохраняемом относительном равенстве прибыли на капитал в различных отраслях, равенстве оплаты единицы труда одинаковой сложности, равенстве применяемых норм амортизации, однотипных основных средств. Относительным уровнем паритета он называет такое состояние межотраслевых отношений, при котором доходность капитала, оплата труда в сельском хозяйстве ниже средних по народному хозяйству в данный период, но это отклонение не препятствует расширенному воспроизводству в отрасли темпами, признанными в данный период минимально – необходимыми. Схема расчёта потерь от диспаритета следующая. Сначала корректируются отдельные элементы затрат. Затем определяется общий коэффициент корректировки затрат, в соответствии с которым определяется скорректированная полная себестоимость реализованной продукции. После этого происходит корректировка прибыли, в соответствии с нормативным значением рентабельности оборотных активов. Сложив, нормативное значение полной себестоимости и нормативное значение прибыли, мы получаем нормативную выручку для относительного или равновесного паритета. Разница между нормативным и фактическим значением выручки даёт величину потерь от диспаритета и необходимый размер бюджетной поддержки сельского хозяйства. При расчетах мы исходили из следующих положений. Коэффициент корректировки себестоимости рассчитывался только исходя из корректировки затрат на оплату труда с отчислениями. Для равновесного паритета, корректировка происходила исходя из заработной платы на уровне 92% от средней по области, а для относительного - на уровне 80%. Нормативная прибыль определялась исходя из необходимой рентабельности оборотных активов. Для равновесного паритета она бралась на уровне среднеотраслевой по области, а для относительного на уровне 80% от нее. Расчет необходимого размера и уровня бюджетной поддержки сельского хозяйства Псковской области в 2009 году показан в таблицах 1-3. Таблица 1 – Расчет коэффициента корректировки затрат
Потери и следовательно объем необходимой бюджетной поддержки составил для относительного паритета 288 млн.руб., а для равновесного паритета 387 млн.руб. Степень достижения относительного паритета составила 86%, а равновесного паритета 83%. Фактически полученные сельскохозяйственными организациями субсидии на сумму 206 млн.руб., составляют 72% от необходимых для достижения относительного паритета и 53% для достижения равновесного паритета. Таблица 2 – Расчёт паритетной выручки
Таблица 3 – Расчёт потерь от отсутствия паритета и необходимого размера бюджетной поддержки
Аналогичный расчет был проведен для сельскохозяйственных организаций Великолукского района Псковской области (таблицы 4-6).
Таблица 4 – Расчет коэффициента корректировки затрат
Таблица 5 – Расчёт паритетной выручки
В 2009 году потери сельскохозяйственных организаций Великолукского района составили для относительного паритета 154 млн.руб., а для равновесного паритета 193 млн.руб. Степень достижения относительного паритета составила 72%, а равновесного паритета 68%. Фактически полученные сельскохозяйственными организациями субсидии составили 227 млн.руб., что на 48% превышает необходимый размер для относительного паритета и на 18% для равновесного паритета.
Таблица 6 – Расчёт потерь от отсутствия паритета и необходимого размера бюджетной поддержки
Данные расчета говорят об относительно благоприятной ситуации с бюджетной поддержкой в области. Однако реальная ситуация здесь обратная. Большая часть полученных субсидий приходится на компенсацию процентной ставки по кредитам, т.е. не является возмещением потерь от диспаритета. Сумма таких субсидий составила в 2009 году по Великолукскому району 174 млн.руб. Причем практически все они приходятся на одну организацию - ООО «Слактис», в рамках которой осуществляется деятельность молочных мегаферм. Сумма полученных субсидий в 2009 году за вычетом компенсации процентной ставки по кредитам составила 53 млн.руб., что составляет всего 34% от необходимых для достижения относительного паритета и 28% для достижения равновесного паритета.
Литература:
|