Каталог статей

Бурматова О.П.

Экологическая составляющая в стратегии социально-экономического развития региона

В современных условиях социально-экономического положения России все большее значение приобретает проблема обеспечения экологической безопасности развития экономики. Гармоничное или, по крайней мере, бесконфликтное, сосуществование общества и окружающей природной среды представляет собой сложную проблему и в теоретическом и в практическом плане, требующей выработки адекватных концептуальных и методических подходов к решению вопросов охраны окружающей среды и, соответственно, разработки и реализации эффективной государственной экологической политики.

Обострение экологических проблем повышает требования регионализации экологической политики, упорядочения и управления природопользованием в долгосрочной перспективе. В связи с этим становится актуальной необходимость разработки эффективной стратегии природоохранной деятельности в регионе. Экологические последствия любой хозяйственной деятельности возникают и проявляются в первую очередь на конкретной территории, что обусловливает насущность поиска путей их оптимизации с учетом регионального характера антропогенного воздействия на состояние окружающей среды. Природоохранная стратегия должна составлять одну из основ экологической политики, которая нацелена на разработку и осуществление мероприятий по сохранению и улучшению состояния окружающей среды и здоровья людей.

Важнейшими условиями рационализации природоохранной деятельности в регионе являются, во-первых, учет долгосрочных перспектив эколого-экономических взаимодействий, возникающих в процессе развития и размещения производительных сил в регионе, и, во-вторых, концентрация усилий на решении приоритетных задач минимизации возможных негативных воздействий антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды. Обеспечение данных условий возможно путем разработки и реализации региональной природоохранной стратегии. Ее формирование предполагает постановку целей, выбор возможных путей их достижения, разработку взаимосвязанной по срокам, финансированию и ответственности системы природоохранных мероприятий в регионе с учетом его конкретных особенностей экономического, социального и экологического характера, а также выбор адекватной системы критериев и показателей, позволяющих оценивать состояние экологической ситуации в регионе и эффективность проведения природоохранной деятельности с позиций достижения поставленных экологических целей и задач.

Курс на переход России на инновационный путь развития предоставляет широкие возможности для более кардинального решения экологических проблем, поскольку предполагает техническую модернизацию производства, ориентацию на ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии, внедрение которых требует использования долгосрочных подходов, одним из которых и является разработка стратегии. Формирование стратегии природоохранной деятельности в регионе определяется прежде всего его экономическими, социальными и природными особенностями, что обусловливает выбор приоритетов в осуществлении природоохранных мероприятий. При этом одним из важнейших направлений природоохранной деятельности в любом регионе должно быть обеспечение технологической основы экологической безопасности экономического развития и формирование эффективного правового и экономического механизма регулирования отношений между хозяйственной деятельностью и окружающей.

При разработке и реализации природоохранной стратегии следует ориентироваться, на наш взгляд, на выполнение следующих обязательных требований [1, 2]: акцент на реализацию приоритетных мер экологического регулирования в регионе, выбор и внедрение экономически эффективных решений экологических проблем; использование комплексного подхода к анализу эколого-экономических взаимодействий в регионе; учет долгосрочной перспективы при выборе решений по оздоровлению экологической ситуации в регионе, обеспечивающих устойчивое развитие экономики на длительный период; согласование региональных и национальных интересов в вопросах экологической политики; использование возможностей экономического механизма государственного экологического регулирования для стимулирования природоохранной деятельности в регионе; оценку преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения экологических проблем в рамках предлагаемого стратегического подхода; разработку системы критериев и показателей для оценки эффективности выбранного варианта природоохранной стратегии.

Перечисленные требования позволяют сформулировать общие стратегические приоритеты в сфере охраны окружающей среды, которые состоят в следующем.

  1. Широкое использование экологически чистых технологий (как на действующих, так и на прогнозируемых к созданию производствах) с целью обеспечения технологической основы экологически безопасного развития хозяйственной деятельности в рамках осуществления перевода экономики региона и страны целом на инновационный путь развития.
  2. Оснащение предприятий природоохранным оборудованием, технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием, сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработке отходов.
  3. Обеспечение экологической регламентации хозяйственной деятельности, предусматривающей соответствие ее масштабов и риска воздействия отдельных производственных объектов (прежде всего экологически наиболее значимых секторов экономики региона) и территориальной концентрации производства в отдельных частях территории установленным экологическим стандартам.
  4. Разработка и реализация мер по усилению территориальных организационных структур в сфере охраны окружающей среды, развитие системы экологического мониторинга, расширение экологического контроля, в том числе потенциально опасных производств и видов деятельности вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.
  5. Прогнозирование уровня затрат экологического назначения в регионе в целом и по отдельным элементам его хозяйственного комплекса с учетом намечаемых темпов роста производства.
  6. Формирование механизма экологической ответственности субъектов хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду и повышение их заинтересованности в осуществлении природоохранной деятельности в том числе путем совершенствования порядка взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Реализация стратегических направлений природоохранной деятельности в регионе требует создания адекватного финансирования природоохранной сферы, для чего необходимо: привлечение инвестиций в природоохранную сферу, главным образом за счет собственных средств предприятий, увеличение доли собственных средств природопользователей в природоохранных мероприятиях; четкое разграничение источников финансирования мероприятий по охране окружающей среды между собственными средствами предприятий, внебюджетными и бюджетными источниками; совершенствование системы экологических платежей и платежей за пользование природными ресурсами; использование средств федерального бюджета; увеличение финансирования межрегиональных природоохранных мероприятий за счет средств федерального бюджета в качестве софинансирования; усиление роли региональных бюджетов в финансировании экологических программ и природоохранных мероприятий, увеличение в бюджетах субъектов Федерации средств на природоохранные мероприятия; повышение инвестиционной активности в ресурсосберегающие технологии; привлечение кредитов банков; внедрение обязательного экологического страхования ряда потенциально опасных производств и технологий и др. С целью облегчения и дополнения финансирования природоохранной деятельности в регионе в качестве ключевого направления рассматриваются мобилизация внутренних ресурсов, являющихся основным источником финансирования природоохранных мероприятий, и более эффективное использование внешних ресурсов. При этом основной акцент должен быть сделан на расширении бюджетно-ресурсной базы и повышении эффективности использования бюджетных средств.

Для обеспечения измеримости результатов достижения целей и решения природоохранных задач требуется разработка системы целевых индикаторов [3]. Основными обобщающими индикаторами эффективности осуществления природоохранных мероприятий на территории региона могут быть показатели, характеризующие:

  1. удельный выход загрязняющих веществ в окружающую среду (атмосферу, водный бассейн – соответственно в тоннах и куб. метрах на человека в год);
  2. снижение объема загрязнения, поступившего в атмосферный воздух на единицу ВРП от стационарных источников,
  3. снижение объема загрязнения, поступившего в атмосферный воздух на единицу ВРП от передвижных источников;
  4. среднегодовой прирост (снижение) объема сброса загрязнения в водные объекты на единицу ВРП;
  5. сокращение непереработанных отходов производства и потребления.

Снижение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду на единицу ВРП будет означать усиление экологичности применяемых технологий, рост эффективности работы газоочистного оборудования, снижение энергоемкости производства, улучшение качества окружающей среды, снижение отрицательного влияния экономики на здоровье населения. Увеличение степени переработки и обезвреживания отходов повлечет за собой снижение экологической опасности накопления отходов, послужит характеристикой эффективности системы управления обращением с отходами. Увеличение степени переработки и обезвреживания отходов повлечет снижение экологической опасности накопления отходов, послужит характеристикой эффективности системы управления отходами.

Выход на намечаемые целевые экологические ориентиры будет свидетельствовать о возможности не только сохранения достигнутого качества окружающей среды, но и его поступательного улучшения. Кроме того, для оценки результатов достижения целей и решения задач могут использоваться различные конкретные частные индикаторы.

В целом разработка и реализация стратегии должна начинаться с анализа исходного состояния окружающей среды в регионе и заканчиваться выработкой определенных рычагов и мер по желаемому регулированию природоохранной деятельности. Реализуемая система природоохранных мероприятий подлежит ежегодной корректировке в зависимости от социально-экономической ситуации в регионе, источников и объемов финансирования при утверждении бюджета на очередной год.

Литература:

  1. Бурматова О.П. Подход к разработке региональной природоохранной стратегии. // Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона. / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. – С.451-487.
  2. Бурматова О.П. Стратегические направления экологической политики // Сибирское экономическое обозрение: информационно-аналитический выпуск (тенденции экономического и социального развития, финансового состояния, региональные рейтинги). Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области (прогнозно-аналитические материалы). Вып.8 (специальный). – Новосибирск: Нонпарель. – 2007. – С.53-56.
  3. Бурматова О.П. Эколого-экономические индикаторы в системе управления регионом. // Стратегическое управление пространственным развитием субъектов Федерации и городов Сибири. / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2009. – С.248-268.