| Михуринская Е.А. Роль государства в развитии социально ориентированной экономики регионаПринимая во внимание, что императивом структурных трансформаций социально
ориентированной экономики региона является создание общества пересекающихся
множеств, необходимым является определение степени участия государства в
регулировании социальных процессов, что требует уточнения его роли и функций с
точки зрения современной институциональной теории, обосновывающей
основополагающие принципы государственности. 
 В экономической науке традиционно выделяют функции государства в
зависимости от сферы общественной жизни, разделяя их на внутренние и внешние,
посредством которых осуществляется государственное регулирование процессов
социального развития общества. 
 Внутренние функции государства обеспечивают гарантию реализации социальных
прав и экономических интересов граждан (свобода граждан, законность,
правопорядок) посредством инструментов фискальной политики. Внешние функции
государства позволяют осуществлять интеграцию в мировое пространство,
обеспечивая при этом национальную безопасность и сопротивление внешним угрозам
(поддержка мирового правопорядка, сотрудничество с другими государствами в
решении глобальных проблем). 
 Отметим, что ученые выделяют генеральную функцию государства, которую
фактически отождествляют с его ролью в регулировании развития общества, что
является недостаточно обоснованным, поскольку роль государства отражает главный
принцип, составляющий правовую основу упорядочения хозяйственных процессов и
экономических отношений, а также создания соответствующих условий для их
развития. При этом законодательно роль государства фиксируется, как правило, в
части преамбулы к основным разделам или статьям конституции посредством
утверждения единых ценностей и приоритетов, составляющих основу общественного
договора и социального контракта между государством и обществом (табл.1). 
 Таблица 1
 Сравнительная характеристика преамбул к конституциям
государств Европы и Америки
 
 
  | Государство
   | Преамбула к
  Конституции
   |  
  | 1
   | 2
   |  
  | Украина
   | Верховная Рада Украины от имени Украинского
  народа – граждан Украины всех национальностей, выражая суверенную волю
  народа, опираясь на многовековую историю украинского государственного
  строительства и на основе осуществленного украинской нацией, всем Украинским
  народом права на самоопределение, проявляя заботу об обеспечении прав и
  свобод человека и достойных условий его жизни, заботясь об укреплении
  гражданского согласия на земле Украины, стремясь развивать и укреплять
  демократическое, социальное, правовое государство, сознавая ответственность
  перед Богом, собственной совестью, предыдущими, нынешним и грядущими
  поколениями, руководствуясь Актом провозглашения независимости Украины от 24
  августа 1991 года, принятым 1 декабря 1991 года всенародным голосованием,
  принимает эту Конституцию – Основной Закон Украины
   |  
  | США
   | Мы, народ Соединенных Штатов, в целях
  образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения
  внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему
  благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и
  принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки
   |  
  | Российская Федерация
   | Мы, многонациональный
  народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле,
  утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя
  исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных
  принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков,
  передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
  возрождая суверенную государственность России и утверждая нерушимость ее
  демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание
  России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими
  поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем настоящую
  Конституцию
   |  
  | Ирландия
   | Состоит
  из преамбулы и 16 частей (в общей сложности 50 статей). 
   В
  преамбуле "с благодарностью" упоминается справедливая борьба за
  независимость. Указывается, что "название государства – Eire, или
  по-английски – Ирландия". Еще одна особенность документа –
  гарантированная государством защита брака и семьи, которая признается
  "естественным первоисточником и объединяющей основой общества"
   |  
  | Германия
   | Сознавая свою
  ответственность перед Богом и людьми, воодушевленный желанием служит делу
  мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе,
  немецкий народ в силу своей учредительской власти дал себе настоящий Основной
  закон. Немцы в землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен,
  Гамбург, Гессен, Макленбург-Предпомерания, Нижняя Саксония, Северный
  Рейн-Вестфалия, Саксония, Рейланд-Пфальц, Саар, Саксония-Анхальт,
  Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия достигли путем свободного самоопределения
  единства и свободы Германии. Тем самым, настоящий Основной Закон действует
  для всего немецкого народа
   |  
  | Франция
   | Преамбула провозглашает «Свободу, равенство и братство», что утверждает «Правление народа, по воле народа и для народа» |  
  | Велико-британия
   | Отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции |  
  | Швейцария
   | Во имя Всемогущего Бога! Швейцарский народ и кантоны, чувствуя ответственность перед Творением, стремясь обновить Союз, чтобы упрочить свободу и демократию, независимость и мир в духе солидарности и открытости миру, проявляя волю жить, взаимно учитывая и уважая их многообразие в единстве, в осознании совместных достижений и ответственности перед будущими поколениями, будучи уверенными, что свободен лишь тот, кто использует свою свободу, и что сила народа измеряется благом слабых, дают себе следующую Конституцию |  
  | Канада
   | Под конституцией понимается свод актов, британских законов, судебных решений и т. д. Двумя основными документами считаются Акт о Британской Северной Америке 1867 года, провозгласивший Канаду доминионом Великобритании, и акт 1982 года, установивший, что все законы в Канаде будут приниматься только канадским правительством. Преамбула отсутствует |  
  | Аргентина
   | Состоит из преамбулы, 2 частей, разделенных на 129 статей, и переходных положений. Провозглашает, что в Аргентине нет рабов, а любой раб, попадающий на территорию страны из других государств, тут же становится свободным |   
 Основываясь на результатах исследования
конституционных основ различных государств, возможно утверждать,
что декларирование в части преамбулы или в разделах Конституции единых
общественных норм, ценностей и приоритетов не обеспечивает их обязательную
реализацию, равно как и их отсутствие в основном документе государства
(Великобритания) не исключает их признание и принятие обществом. Поэтому следует
согласиться с мнением ученых [1, 2, 3], которые, основываясь на положениях
теории общественного договора, доказали, что формирование новой модели
отношений между государством и обществом, возможно лишь при условии
существования системы «надконституционных ценностей и неформальных правил», в
соответствии с которыми осуществляются процессы общественного развития.
 Однако в этом контексте наиболее важным обстоятельством является то, что
подобные ценностные императивы могут сформироваться и быть признанными
исключительно в гражданском обществе, свободном от преимущественного влияния
государства, но вместе с тем высокоорганизованном, внутренне упорядоченном и
взаимодействующем с ним в реализации естественных прав человека, соблюдении
принципов социальной справедливости и свободы выбора индивида. Только в этом
случае могут быть сформированы предпосылки для установления неформальных правил
и признания единых ценностей общественного развития, что обеспечит
эффективность структурных трансформаций социального пространства.
 Таким образом, решение обозначенных проблем лежит в плоскости формирования
нового экономического порядка, предусматривающего осуществление структурных
трансформаций социально ориентированной экономики региона, учитывая
качественный уровень человеческого капитала, адаптивность функций
государственного регулирования и готовность общества признать в качестве
главного императива развития необходимость создания гражданского общества,
декларирующего принципы социальной справедливости.
  
 Литература
                 
Аузан А. Экономическое значение
гражданского общества / А. Аузан, В. Тамбовцев // Вопросы экономики. — 2005. —
№ 5. — С. 28—49.
                
Б’юкенен Джеймс. Суспільні фінанси і
суспільний вибір. Два протилежних бачення держави / Джеймс М. Б’юкенен, Річард
А. Масгрейв ; пер.з англ. А. Ю. Іщенко. — К. : Академія, 2004. — 176 с. —
(Актуал. світ. дискусії).
                
Балабанова Н. В. Социальный диалог.
Социальное партнерство. Социальное государство / Балабанова Н. В., Жуков В. И.,
Пилипенко В. Е. ; отв. ред. В. Е. Пилипенко. — К. : Акад. труда и соц.
отношений Федер. профсоюзов Украины, 2002. — 189 с.
                
Лукінов І. І. Регіональна політика та
регіональна наука / І. І. Лукінов // Регіональна економіка. —1996. — № 1 — 2. —
С. 11 — 18.
 |