Каталог статей

Гельманова З.С., Ромазанов Ж.К.
Карагандинский Государственный Индустриальный Университет

Подходы к классификации и учету затрат на качество

В рамках современных концепций качества определение, анализ и контроль расходов на качество являются первоочередными задачами. Согласно МС ИСО 9000 учет и оценка затрат на качество – один из базовых элементов системы качества организации. Затраты на качество выступают как внутренняя экономическая основа системы качества, позволяющая определить экономические последствия любых управленческих решений, принимаемых в системе качества.

Исследования по данному направлению привели к появлению ряда классификаций затрат на качество. Наиболее полной, обобщающей является классификация, отраженная в таблице 1. В ней сформированы классификационные группы затрат по различным аспектам в зависимости от конкретных условий и требований. Именно такая развернутая классификация затрат необходима на стадии разработки отечественной системы учета, анализа и оценки затрат на качество. Она не является окончательной и может быть уточнена и дополнена.

Таблица 1 - Обобщенная классификация затрат на качество

Признак классификации

Классификация групп затрат

По целевому назначению

Улучшение, обеспечение и управление качеством

По экономическому характеру затрат

Текущие и единовременные

По виду затрат

Производительные и не производительные

По методу определения

Прямые и косвенные

По возможности учета

Поддающиеся прямому учету и не поддающиеся прямому учету, которые экономически не нецелесообразно учитывать

По стадиям жизненного цикла продукции

На качество при разработке, изготовлении и использовании продукции

По факторному признаку

На трудовые, организационные, информационные, материальные, технические и технологические

По отношению к производственному процессу

На качество в основном, вспомогательном и обслуживающем производстве

По возможности оценки

Планируемые и фактические

По характеру структурирования

По предприятию, производству (цеху) и видам продукции

По объектам формирования и учета

Продукция, процессы и услуги

По виду учета

Бухгалтерский, целевой, оперативный и аналитический

По источнику данных о затратах

Синтетические и действительные

По календарным периодам

День, неделя, месяц, квартал и год

По субъектам экономических отношений

У поставщиков сырья, организации-изготовителя и потребителя товара

По МС ИСО 9000:2000

Затраты на соответствие и издержки на несоответствие

Организация учета затрат на качество представляет собой комплекс мер по установлению порядка и методов сбора, обработки, накопления сведений о затратах, доведения необходимой информации до различных пользователей, ее анализ и принятие при необходимости корректирующих мер. Для организации учета затрат на качество рекомендуется осуществить ряд мероприятий, в числе которых: определение подразделения, ответственного за организацию учета затрат на качество в целом по организации, и назначение ответственных лиц; определение подразделений, ответственных за предоставление оперативной информации по отдельным элементам затрат, периодичности предоставления, а также пользователей информации; разработка и применение процедур идентификации, отчетности и анализа затрат на качество; разработка методов сбора, обработки, анализа и оптимизации затрат на качество; определение формы отчета, детализирующего затраты на качество; проведение предварительного изучения и установление предварительных показателей затрат на качество для небольшого подразделения или одной производственной линии для опытного применения. По мере приобретения опыта работы с системой затрат станет ясно, какие категории и элементы затрат на качество следует добавить или исключить; определение источников информации. Информация о затратах на качество обычно кроется в документации различных подразделений организации; включение вопросов качества и оценки затрат на качество составной частью во все схемы обучения и инструктажа.

Различные концепции и методы анализа затрат в настоящее время получили достаточное освещение в литературе. В такой теоретической и практической области знания, как управление затратами, основными базовыми концепциями являются концепции функционально-стоимостного анализа, стратегического позиционирования и экономической оценки затрат.

В целях данной работы концепция экономической оценки затрат, принятая в МС ИСО 9000, может рассматриваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в рамках системы менеджмента качества, оценивать убытки от возникновения дефектов и несоответствий, провести всесторонний анализ затрат на качество.

В современных условиях жесткой конкуренции любое решение в области качества должно иметь экономическое обоснование. Выделяют следующие виды анализа затрат на качество: анализ потерь вследствие неудовлетворительного качества продукции; анализ потенциальных источников потерь; анализ по видам затрат на качество продукции в соответствии с классификацией А. Фейгенбаума; анализ затрат на качество по видам деятельности; анализ затрат на качество, связанных с процессами.

Практическая значимость любой классификации обусловлена правильностью принципов, положенных в их основу. C этих позиций выделяют различные методы классификации затрат на обеспечение качества:

1. Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внешней и внутренней хозяйственной деятельности. Составляющие затрат, связанные с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе моделей калькуляции затрат ПОД. Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты - убытками.

2. Метод калькуляции затрат, связанный с процессами. Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем оба могут быть источником экономии средств. Стоимость соответствия - затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса. Стоимость несоответствия - затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.

3. Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь.

4. Метод калькуляции затрат, с учетом требований МС ИСО 9000:2000. В этом случае при анализе затрат на качество следует учитывать, что общая стоимость качества включает затраты на соответствие и издержки на несоответствие. Такой подход позволяет увидеть преимущества анализа затрат на качество для производителя в виде, например, повышения прибыли за счет повышения ценности продукта для потребителя или повышения затрат на предупреждение брака (превентивные действия) за счет снижения затрат на контроль и инспекцию.

5. Метод функционально-стоимостного анализа. На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа. Это метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.

6. Метод технического нормирования. Существенную помощь в определении и анализе затрат на качество продукции может оказать метод технического нормирования. Он основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов, расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание. Для их расчета используются методы микроэлементного нормирования, нормативно-справочные материалы. Метод технического нормирования позволяет достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и на усовершенствование продукции.