Каталог статей |
Болатова
Б.Ж.
Проблемы создания конкурентноспособного агропромышленного комплекса в Республике Казахстан и пути их решенияВ настоящее время проблема развития агропромышленного комплекса одно из главных приоритетных направлений в экономической политике. На пути дальнейшего укрепления конкурентноспособности есть еще не решенные проблемы, однако в настоящее время в целях повышения конкурентноспособности сельского хозяйства принимаются специальные меры, реализуется концепция стабильного развития агропромышленного комплекса и создается система поддержки аграрной сферы со стороны государства. В первую очередь создаются условия для стимулирования предпринимательской активности производителей сельскохозяйственных товаров и развития конкурентноспособных направлений агропромышленного комплекса. В нынешнее время в стране сформировался более позитивный взгляд на аграрный сектор, рассматриваются решения проблем возникшие в этой сфере. Главное из них – вместе с обеспечением населения продовольствиями, ориентирование аграрного сектора на экспорт. Когда 1 млрд. населения мира находиться на грани голода, небывалая засуха нынешнего года поставила некоторые страны в трудное положение – не это ли для аграрного Казахстана развитие через кризис?! Но для этого нам нужно до необходимого уровня поднять внутренний потенциал данного сектора. Например, ссылаясь на сведения всемирной организации регулирования и анализа продовольственный безопасный уровень импорта продуктов питания не должно превосходить от общего потребления на 17%. А в Казахстане импорт продуктов питания по некоторым видам находится между 40 и 60%. Глава государства в послании нынешнего года поставил некоторые задачи по развитию аграрного сектора и отметил: «Мы для страны решаем одновременно две важные проблемы, первое – обеспечение продовольственной безопасности, второе – разнообразие экспорта». [1] Для реализации этой цели, то есть для развития агропромышленности правительство посвятило одну из семи масштабных и индустриально-инновационных программ определенных Президентом страны. Кроме этого, Правительство подготовило и оно в стадии рассмотрения 5 летний план развития агропромышленного коплекса. По словам руководителей Правительства, в настоящее время сделан анализ 65 секторов агропромышленного комплекса, в итоге на предстояшую пятилетку выбраны 8 направлений приоритетных перспектив не только в масштабе республики но и по ориентированию на эскпорт. В часности, они: во первых – направление на экспорт зерна и их глубоко обработанных продуктов, во вторых – производство и экспорт мяса и мясных продукций, в третьих – молока и молочных продукций, в четвертых – продукции масла, в пятых – развитие птицеводческих хозяйств, в шестых – развитие овощной и плодово-ягодной сферы, в седьмых – пройзводство сахара и сахарной свеклы, в восьмых - увеличение обработки мягкой кожи. То есть, Правительство в области развития агропромышленного комплекса в ближайшее пятилетие уделяет особое внимание этим 8 направлениям. Кроме того из за определения мероприятии по предворительному обеспечению, эти приоритеты к сокрашению не подлежат. Это план будущего времени. Кроме того, и в послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новое экономическое развитие – новые возможности Казахстана» 2010 года Президент РК Назарбаев говоря об «разностороняя экономика – ключ к успеху» особое внимание отводит развитию агропромышленного комплекса как о важном сегменте экономики. В послании указаны что развитие агропромышленного комплекса нацелено на три основные направления, реализация их является особо важным элементом в формировании конкурентноспособного сельского хозяйства. Первое, увеличение производительности труда в сельском хозяйстве. А в сельском хозяйтве производительность труда самое низкое и составляет на 1 рабочего в год примерно 3 тыс. долларов. В развитых странах этот показатель составляет 50-70 тыс. долларов. [2] Вот где перспектива развития села. Поэтому наша задача до 2014 года довести производительность в агропромышленном комплексе не менее в два раза. И эту сложную задачу может решить только аграрно-индустриальная разносторонность, то есть увеличение переработки сельскохозяйственного сырья, новые оборудования, новые технологии и новая точка зрения в сельском хозяйстве. Нужно срочно внедрить в сельское хозяйство мировой опыт. Второе, обеспечение продовольственной безопасности страны. К 2014 году отечественные продукции питания во внутреннем рынке продовольствия должны составлять более 80%. У нас есть для этого все возможности. Третье, реализация экспортного потенциала, в первую очередь это таможенный союз, через рынки стран Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока. Эти рассматриваемые в сельском хозяйстве проблемы и пути их решения окажут решающую роль в развитии данной отрасли. Решение этой проблемы можно связать с развитием инновационной и инвестиционной службы и его реализацией. Потому что развитие инновационной и инвестиционной службы в сельском хозяйстве – это доказательство основных путей развития потенциала отрасли. Вокруг решения этих проблем в текущем году из республиканского бюджета в сферу сельского хозяйства рассмотрены более 96 млрд. тенге. Из них 41,3 млрд. тенге выделяется на субсидирование производства, это на 3% выше прошлогоднего уровня. Кроме того, для реализации инвестиционных проектов из Национального фонда в холдинг «КазАгро» выделено 120 млрд. тенге. Из них 70 млрд. тенге это – временно свободные средства, они выделены для кредитования сезонных работ по посеву и сбору урожая. Из за государственной поддержки объем площади посева сельскохозяйственных культур составил 21,4 млн. га. Если сравнить с прошлогодним показателем плошадь посева увеличилась на 1,4 млн.га или на 7,2%. По сравнению с прошлым годом площадь посева масличных культур увиличилась на 30,4 %, кормовых культур – 6,9%, зерновых и бобовых на 6,3%, площадь посева картофеля на 5,0%. В настоящее время разносторонность (разнонаправленность) растениеводства агропромыш-ленного комплекса играет важную роль. Она направлена на стимулирование производства приоритетных зерновых культур. Проблема государственного регулирования объема сельскохозяйственных продукции во многом находит свое решение через реализацию программы субсидирования. [3] Вместе с тем и за насыщенности внутреннего рынка продукциями растениеводства в будущем необходимо увеличить экспортный потенциал. Это основная задача по развитию сельского хозяйяства. Во первых это связана с производством зерна. Это можно достичь включением в оборот посева новых земель, химизацией и введением новых влагосберегаюших технологий. Кроме этого в целях увеличения экспортных направлений нужно в дальнейшем увеличить мощности действующих зерновых терминалов и через реализацию инвестиционных проектов необходимо строить новые зерновые терминалы по всем экспортным направлениям. Последнее время из за государственной поддержки в животноводстве проявляется положительная тенденция. Устойчиво, в среднем 4,5% в год увеличивается поголовье всех видов скота и продуктов животноводства. Увеличивается поголовье улучшенных пород скота, хозяйств занимающих породистым скотом и мест искуственных осеменении. Продолжается процесс специализации и концентрации животноводческих пройзводств и его замена на производственную основу. С января по июль 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года хозяйственный прирост составил – 2,7%, молока – 1,8%, яиц на 15,4%. В животноводстве в целях стимулирования средних и крупных товаропроизводителей субсидируется некоторая стоймость промышленно производимых комбикормов, мяса крупного рогатого скота, свинины, птиц, яиц, молока тонкорунной шерсти. Эта мера позволяет с одной стороны поддерживать перерабатываюшие предприятия, с другой стороны направлена на обеспечение продовольственной безопасности. Чтобы развить сферу переработки сначала необходимо переооборудовать технически и технологически перерабатывающих предприятий. Вместе с тем, ведется работы по обеспечению перерабатывающих предприятий качественным сырьем. Государство реализовывает некоторые меры поддержки отечественных производителей по сбыту производимых продукции. Для развития экспортного потенциала особое внимание уделяется инвестиционным проектам. В частности, внимание уделяется созданию откормочных площадей с развитой инфраструктурой, пунктом забоя, активированию овцеводческих хозяйств тонкорунной породы, переработке фруктово-ягодных продукции, развитию технологии метода глубокой переработки зерна. Чтобы соответствовать мировому опыту ведется также работы по созданию законодательной базы аграрного комплекса на рыночные отношения. В этом году были внесены изменении в закон «О ветеренарии». Были учтены соответствия законадательной базы к иностранным образцам. Мы уверены что это устранит препятствия по выводу животноводческих продукции на внешний рынок. Вернемся к нынешнему положению, министр А.Куришбаев в своем в выступлении сказал: «не смотря на кризис аграрный сектор не сбился с устойчивого развития». Например, за прошедший 9 месяцев валовая внутреняя продукция составила 101,7%. Вместе с тем, в этом году наши растениеводческие хозяйства собрали хороший по всем сельскохозяйственным культурам. Валовый бункерный вес составил до 23 млн.тенге, это на 35% больше прошлогоднего показателя. Площадь посева масличных культур в этом году впервые перевалило за 1 млн.га. А валовый сбор риса увиличился на 23% и составил 312 тыс.тонн. Опираясь на эти показатели министр сельского хозяйства твердо уверен в продовольственной безопасности страны. [4] Но все таки известно что перед аграрным сектором Казахстана актуальной проблемой является проблема зерна. До этого обсуждалась это тема. Ее основной темой были такие проблемы как безотходное использование рекордного урожая и мер по открытию новых экспортных путей. Правда, до этого на Правительственном уровне были обсуждения о китайском направлении экспорта. Правительство в первую очередь отдает предпочтение на экспорт зернового сектора добившегося рекордного показателя. К примеру главы правителсьтва дали поручения некоторым ведомствам по решению зерновой проблемы страны. В частности, Министерству селького хозяйства и Холдингу «КазАгро» поручено совместно искать возможность продажи зерна крупных зерновых компаний и союза зерна через банковские залоги. Кроме этого Министерству транспорта и коммуникации и Компанию «?аза?стан темір жолы» поручено рассмотреть конкретный график по транспортировке зерна на 5 млрд. тенге. Напоминаем, что недавно на очередном заседании Парламента по конкретизированию бюджета 2009 года, для поддержки зерновой проблемы до конца этого года Парламент выделил дополнительно 5 млрд. тенге. Сейчас рассматриваются пути рационального использования этих выделенных средств. Кроме этого, в стране в свете развития сельского хозяйства уделяется особое внимание на меры по созданию необходимых инфраструктур для транспортировки зерна по китайскому и иранскому направлениям. Ссылаясь на сведения можно уверенно сказать что строительство казахстанского зернового терминала по иранскому направлению завершится уже в будущем году. Мы в будушем освоим направление рынка Китая. Для этого необходимо построить терминал на инфраструктуре новой железной дороги «Коргас-Жетиген». Сейчас нужно решить проблемы транпортировки зерна в Китай, Иран, в регионы Персидского залива и включить всех имеющихся средств по введению в эксплуатацию строящихся инфраструктур. Таким образом, эти проблемы, сталкиваемые в развитии сельского хозяйства в нынешнее время, не смотря на глобальный кризис, негативно влияющего на мировую экономику, благодаря рациональному придерживанию инновационной и инвестиционной политики нашли свои решения. И это позитивно влияет развитию конкурентноспособности этой сферы и освоению новых возможностей экономики страны. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|