Каталог статей

Чернышева С. В., Королева В.Е., Ананасова А.Ю.

Пенсионная реформа в государственном регулировании социально-экономического развития Украины и проблемы ее реализации

Государственное регулирование – это комплекс мер и действий, которые применяются государством для управления экономическими процессами, а именно: их установления и коррекции. Механизмы государственного регулирования экономики направлены в первую очередь на обеспечение стабильного развития экономики, что подразумевает сдерживание инфляции и обеспечение социальной защиты населения.

Важнейшими движущими факторами стабильного экономического развития страны являются эффективная занятость населения (в полезном труде участвуют молодые профессионалы, ведется сокращение ручного и тяжелого труда путем внедрения и использования автоматизированных систем), налаженная производственно-рыночная практика (в том числе внешнеэкономическая торговля), социально защищенное население. Перечисленные факторы являются результатом реализации социальной и денежной политики, как специальных методов государственного регулирования.

В Украине действительно сложилась сложная экономическая ситуация: дефицит государственного бюджета на 2011 год, по прогнозам Кабинета Министров, должен составить около 3-4% от ВВП (около 40 млрд. грн.) при уровне инфляции 8,9%. Однако сокращать дефицит бюджета Правительство намерено путем реализации ряда экономических и социальных преобразований, в том числе пенсионной реформы.

Рассмотрением вопроса о целесообразности проведения пенсионной реформы занимаются работники органов государственной власти, средства массовой информации, а также такие ученые, как Н. Шолудько, И. Гнибиденко, Е. Гарячая, А. Федоренко, А. Бахмач и другие. В то же время стороны, изучающие эту проблему, не могут прийти к согласию: часть чиновников считает, что пенсионная реформа не нужна и действия настоящего Кабинета министров не оправданы ни экономически, ни морально; другая часть представителей власти полагает, что необходимо срочно принимать меры, пока затянувшийся процесс не стал более болезненным для экономики Украины.

Целью статьи является анализ проблем и оценка целесообразности проведения пенсионной реформы в Украине.

Кабинетом Министров Украины подготовлен проект Закона о мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы, в котором можно выделить следующие основные программы:

  • определить механизмы системы накопления и перерасчета обязательного государственного пенсионного страхования с учетом достижения бездефицитности бюджета Пенсионного фонда;
  • на дату введения системы установить размер страхового взноса равным 2% с ежегодным его повышением на 1% до 7%;
  • участникам II уровня (лица, которым на дату внедрения системы выполнилось не больше 35 лет) предоставить выбор негосударственных пенсионных фондов для накопления пенсионных средств через 2 года после осуществления взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования;
  • установить максимальный размер пенсии лицам, потерявшим трудоспособность, на уровне 12 размеров прожиточного минимума;
  • повысить уровень пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы, предусмотрев выплату им одноразового пособия при выходе на пенсию в размере 10 назначенных месячных пенсий;
  • осуществлять выплату специальных пенсий в период работы в размерах, определенных за нормами Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании";
  • осуществлять выплату специальных пенсий лицам, которые имеют право досрочного выхода на пенсию, лишь при достижении общеустановленного пенсионного возраста;
  • повысить минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет;
  • повысить нормативную длительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере с 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, к, соответственно, 30 и 35 лет для вновь назначенных пенсий;
  • установить, что размер средней заработной платы, которая учитывается для назначения пенсии, определяется за три календарных года, предшествующие году обращения по назначению пенсии, а пересчет пенсии проводится из средней заработной платы, из которой назначена пенсия;
  • проводить пересчет пенсий работающим пенсионерам, которые получают пенсию за выслугу лет, только после достижения пенсионного возраста;
  • назначение пенсий проводить из заработка лишь по данным персонифицированного учета;
  • постепенно повысить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, ежегодно увеличивая его на 6 месяцев каждого года, начиная с 1 февраля 2011 года, для мужчин, которые работают на государственной службе, - до 62 лет с 2013 года;
  • постепенно повысить возраст для женщин, для получения государственной социальной помощи с 58 до 63 лет;
  • постепенно увеличить необходимую выслугу для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим и некоторым другим лицам, введя при этом ее календарное вычисление [3].

Комитет по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов на заседании 2 марта 2011 г. рассмотрел данный законопроект и отправил его на доработку, мотивируя решение наличием в законопроекте ряда как экономических, так и социальных нарушений:

  • невозможно однозначно утверждать, что увеличение пенсионного возраста позволит решить проблемы пополнения бюджета Пенсионного фонда. Наблюдается обратная ситуация: пока идут дискусси по поводу этой проблемы, граждане используют все возможности для долгосрочного выхода на пенсию. В результате пенсионерами становятся те, которые должны были бы на пенсию через год и позже. С другой стороны, даже если считается, что украинская нация – одна из самых «старых», еще нет повода говорить, что работать некому, кроме «пенсионеров». Возникает закономерный вопрос: где работать молодым специалистам и получать профессиональный опыт, если рабочие места в принудительном порядке заняты «старцами»? Ответ очевиден – выпускники средних, профессиональных и высших учебных заведений идут на рынок торговать, чтобы покрыть затраты на обучение, т.к. нет ни стимула к труду, ни рабочих мест.

  • неясным предложением является повышение стажа, необходимого для назначения пенсий по инвалидности, в том числе в размере пенсии по возрасту. Так, «трудовой стаж украинского инвалида – это не обеспечение государством доступности труда для инвалида на уровне здорового человека, а большое достижение самого инвалида»[4]. Следовательно, принятие данного закона должно быть урегулировано законодательством социальной защиты населения, в частности, выполнением законов по правам инвалидов.

Комитет по вопросам социальной политики и труда рекомендует отклонить данный законопроект. Комитет по вопросам бюджета, наоборот, считает целесообразным введение законопроекта в действие в сроки, указанные автором. В итоге Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины дало заключительный вывод, что законопроект требует существенной доработки.

Итак, экономическая ситуация, сложившаяся в Украине, требует решительных мер к решению проблем дефицита бюджета, инфляции, занятости и социальной защиты населения. Однако не все средства хороши – одной реформы недостаточно, какой бы выгодной она ни казалась для одних чиновников, и далеко неумекстной для других. Истина остается прежней – обеспечить молодежь рабочими местами, открывать производственные мощности для экспорта, а не закрывать для импорта товаров, развивать научный и культурный потенциал внутри страны, реализовать качественную социальную политику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Стельмащук А.М. Державне регулювання економіки: Навчальний посібник. – Т.: ТАНГ, 2000. – 315 с.
  2. Шолудько Н.О. Проблеми пенсійної реформи. – [Электронный ресурс]. – Точка доступа: [сылка более недоступна}
  3. Пояснювальна записка до проекту Закону України “Про заходи щодо законодавчого забезпечення реформування пенсійної системи”.
  4. Висновок Головного науково-експертного управління. – [Электронный ресурс]. – Точка доступа: [сылка более недоступна}