Чернышева С. В., Королева В.Е., Ананасова А.Ю.
Пенсионная реформа в государственном регулировании социально-экономического развития Украины и проблемы ее реализации
Государственное регулирование – это комплекс мер и действий,
которые применяются государством для управления экономическими процессами, а
именно: их установления и коррекции. Механизмы государственного регулирования
экономики направлены в первую очередь на обеспечение стабильного развития
экономики, что подразумевает сдерживание инфляции и обеспечение социальной
защиты населения.
Важнейшими движущими факторами стабильного экономического
развития страны являются эффективная занятость населения (в полезном труде участвуют
молодые профессионалы, ведется сокращение ручного и тяжелого труда путем
внедрения и использования автоматизированных систем), налаженная
производственно-рыночная практика (в том числе внешнеэкономическая торговля),
социально защищенное население. Перечисленные факторы являются результатом
реализации социальной и денежной политики, как специальных методов
государственного регулирования.
В Украине действительно сложилась сложная экономическая
ситуация: дефицит государственного бюджета на 2011 год, по прогнозам Кабинета
Министров, должен составить около 3-4% от
ВВП (около 40 млрд. грн.) при уровне инфляции 8,9%. Однако сокращать дефицит
бюджета Правительство намерено путем реализации ряда экономических и социальных
преобразований, в том числе пенсионной реформы.
Рассмотрением вопроса о целесообразности проведения
пенсионной реформы занимаются работники органов государственной власти,
средства массовой информации, а также такие ученые, как Н. Шолудько, И. Гнибиденко,
Е. Гарячая, А.
Федоренко, А. Бахмач и другие. В то же время стороны, изучающие эту проблему,
не могут прийти к согласию: часть чиновников считает, что пенсионная реформа не
нужна и действия настоящего Кабинета министров не оправданы ни экономически, ни
морально; другая часть представителей власти полагает, что необходимо срочно принимать
меры, пока затянувшийся процесс не стал более болезненным для экономики Украины.
Целью статьи является анализ проблем и оценка целесообразности проведения
пенсионной реформы в Украине.
Кабинетом Министров Украины подготовлен проект Закона о
мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы,
в котором можно выделить следующие основные программы:
-
определить механизмы системы накопления и перерасчета обязательного
государственного пенсионного страхования с учетом достижения бездефицитности
бюджета Пенсионного фонда;
-
на дату введения системы установить размер страхового взноса
равным 2% с ежегодным его повышением на 1% до 7%;
-
участникам II
уровня (лица, которым на дату внедрения системы выполнилось не больше 35 лет)
предоставить выбор негосударственных пенсионных фондов для накопления
пенсионных средств через 2 года после осуществления взносов в накопительную
систему общеобязательного государственного пенсионного страхования;
-
установить максимальный размер пенсии лицам, потерявшим
трудоспособность, на уровне 12 размеров прожиточного минимума;
-
повысить уровень пенсионного обеспечения работников бюджетной
сферы, предусмотрев выплату им одноразового пособия при выходе на пенсию в
размере 10 назначенных месячных пенсий;
-
осуществлять выплату специальных пенсий в период работы в
размерах, определенных за нормами Закона Украины "Об общеобязательном
государственном пенсионном страховании";
-
осуществлять выплату специальных пенсий лицам, которые имеют
право досрочного выхода на пенсию, лишь при достижении общеустановленного
пенсионного возраста;
-
повысить минимально необходимый страховой стаж для получения
пенсии по возрасту с 5 до 15 лет;
-
повысить нормативную длительность страхового стажа для
назначения пенсии по возрасту в
минимальном размере с 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, к,
соответственно, 30 и 35 лет для вновь назначенных пенсий;
-
установить, что размер средней заработной платы, которая
учитывается для назначения пенсии, определяется за три календарных года,
предшествующие году обращения по назначению пенсии, а пересчет пенсии
проводится из средней заработной платы, из которой назначена пенсия;
-
проводить пересчет пенсий работающим пенсионерам, которые
получают пенсию за выслугу лет, только после достижения пенсионного возраста;
-
назначение пенсий проводить из заработка лишь по данным
персонифицированного учета;
-
постепенно повысить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60
лет, ежегодно увеличивая его на 6 месяцев каждого года, начиная с 1 февраля
2011 года, для мужчин, которые работают
на государственной службе, - до 62 лет с 2013 года;
-
постепенно повысить возраст для женщин, для получения
государственной социальной помощи с 58 до 63 лет;
-
постепенно увеличить необходимую выслугу для назначения пенсии
за выслугу лет военнослужащим и некоторым другим лицам, введя при этом ее
календарное вычисление [3].
Комитет по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов на
заседании 2 марта 2011 г. рассмотрел данный законопроект и отправил его на
доработку, мотивируя решение наличием в законопроекте ряда как экономических,
так и социальных нарушений:
-
невозможно однозначно утверждать, что увеличение пенсионного
возраста позволит решить проблемы пополнения бюджета Пенсионного фонда.
Наблюдается обратная ситуация: пока идут дискусси по поводу этой проблемы,
граждане используют все возможности для долгосрочного выхода на пенсию. В
результате пенсионерами становятся те, которые должны были бы на пенсию через
год и позже. С другой стороны, даже если считается, что украинская нация – одна
из самых «старых», еще нет повода говорить, что работать некому, кроме
«пенсионеров». Возникает закономерный вопрос: где работать молодым специалистам
и получать профессиональный опыт, если рабочие места в принудительном порядке
заняты «старцами»? Ответ очевиден – выпускники средних, профессиональных и
высших учебных заведений идут на рынок торговать, чтобы покрыть затраты на обучение,
т.к. нет ни стимула к труду, ни рабочих мест.
-
неясным предложением является повышение стажа, необходимого
для назначения пенсий по инвалидности, в том числе в размере пенсии по
возрасту. Так, «трудовой стаж украинского инвалида – это не обеспечение государством
доступности труда для инвалида на уровне здорового человека, а большое
достижение самого инвалида»[4].
Следовательно, принятие данного закона должно быть урегулировано
законодательством социальной защиты населения, в частности, выполнением законов
по правам инвалидов.
Комитет по вопросам социальной политики и труда рекомендует
отклонить данный законопроект. Комитет по вопросам бюджета, наоборот, считает
целесообразным введение законопроекта в действие в сроки, указанные автором. В итоге Главное научно-экспертное управление
Аппарата Верховной Рады Украины дало заключительный вывод, что законопроект
требует существенной доработки.
Итак, экономическая ситуация, сложившаяся в Украине, требует
решительных мер к решению проблем дефицита бюджета, инфляции, занятости и
социальной защиты населения. Однако не все средства хороши – одной реформы
недостаточно, какой бы выгодной она ни казалась для одних чиновников, и далеко
неумекстной для других. Истина остается прежней – обеспечить молодежь рабочими
местами, открывать производственные мощности для экспорта, а не закрывать для
импорта товаров, развивать научный и культурный потенциал внутри страны,
реализовать качественную социальную политику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Стельмащук А.М. Державне регулювання економіки:
Навчальний посібник. – Т.: ТАНГ, 2000. – 315 с.
- Шолудько Н.О. Проблеми пенсійної реформи. – [Электронный
ресурс]. – Точка доступа: [сылка более недоступна}
- Пояснювальна записка до проекту Закону України “Про заходи щодо
законодавчого забезпечення реформування
пенсійної системи”.
- Висновок Головного науково-експертного
управління. – [Электронный ресурс]. – Точка доступа: [сылка более недоступна}
|