Каталог статей

Стадниченко Ю.Н.
Нестеренко Л.А., ст.препод.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Составление программы управления персоналом предприятия во время кризиса

Повышение уровня конкурентоспособности организации, в том числе и в условиях кризиса в решающей степени определяется качеством имеющегося персонала: его квалификацией, потенциалом, степенью сплоченности, лояльностью к организации и мотивацией к высокопроизводительному труду. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации определяется тем, насколько мобильно она реагирует на любое изменение внешней по отношению к ней среды, насколько чутко улавливает изменения потребностей рынка, насколько она готова к постоянным изменениям. Поэтому тема антикризисного управления персоналом является такой актуальной.

Как показывает практика, отечественное предприятие, находящееся в системном кризисе, чаще всего сталкивается не только с проблемами технологического или финансового характера, но и с такими «кризисогенными» проблемами в сфере управления персоналом, как:

  • чрезмерная жесткость и иерархичность организационных структур;
  • монополизация информации, полномочий и ответственности в рамках руководства предприятия;
  • отсутствие четкого, рационального распределения функций между подразделениями, дублирование работ;
  • отсутствие общих для всего персонала традиций и норм поведения;
  • низкая трудовая дисциплина;
  • низкая производительность и т.п.

Все вышеуказанные явления обусловлены в первую очередь недостатками существующей на предприятии системы управления трудом.

К ним относятся:

  • ориентация на наиболее полное использование имеющегося на предприятии кадрового потенциала;
  • уменьшение иерархических уровней управления, упрощение организационных структур за счет децентрализации полномочий и ответственности в масштабах предприятия;
  • разработка объективных критериев оценки результативности деятельности работников;
  • совершенствование стимулирования работников, переход к предельно гибким системам оплаты труда, ориентирующим работника на эффективный труд не только на его рабочем месте, но и на достижение конечных целей деятельности предприятия в целом;
  • создание эффективной системы совершенствования кадрового потенциала предприятия на основе программ развития персонала;
  • выработка корпоративной культуры предприятия, обеспечивающей высокие социально-экономические показатели.

Разработка антикризисной программы производится на основе диагностирования сложившейся на предприятии системы управления персоналом. С помощью диагностики выявляются особенности персонала, его мобилизационные и адаптивные возможности, степень инновационной направленности, т.е. факторы, способствующие и препятствующие эффективной реализации задач вывода предприятия из кризиса.

В частности выявляются:

  • соответствие организационной структуры целям и задачам предприятия;
  • соответствие структуры и численности персонала текущим и перспективным целям организации;
  • степень эффективности внутриорганизационных коммуникаций;
  • социально-психологический климат в коллективе;
  • степень конфликтности, основные причины конфликтов;
  • степень групповой сплоченности работников в рамках подразделений, в рамках предприятия в целом;
  • характеристики существующей организационной культуры;
  • уровень компетентности руководителей, квалификационный состав персонала предприятия;
  • степень участия работников разных уровней в управлении;
  • социальная ответственность организации;
  • характер взаимоотношений администрации с персоналом, степенью взаимного доверия.

При реализации антикризисных программ необходимо учитывать, что сфера трудовых отношений относится к наиболее консервативным в системе управления предприятием. Внедрение новых технологий и освоение новых видов продукции требуют от персонала гораздо меньше интеллектуальных затрат и сопровождаются меньшим эмоциональным всплеском, чем любые изменения в области управления персоналом.

Создание подлинно эффективной системы управления трудом на предприятии процесс длительный, требующий постоянных усилий и неослабленного внимания со стороны администрации на основе создания высококвалифицированных служб управления персоналом и обеспечения их высокого статуса в структуре предприятия. Необходимо изменение приоритетов управления в сторону человеческих ресурсов, которые в настоящее время считаются главным достоянием предприятия, основным фактором его стабильности и эффективности. Использование анктикризисной программы и основных принципов управления персоналом может позволить увеличить конкурентоспособность и прибыль предприятия.