Каталог статей

Федорец М.С.

Необходимость ведения управленческого учета в банках

Ускорение реформ в Украине, выход отечественной экономики из кризиса стал возможен благодаря комплексу мероприятий, среди которых ведущее место отведено укреплению банковской системы.

Необходимая каждому предприятию, сфера деятельности как учетная политика требует высококвалифицированных профессионалов, способных выполнить задачу в полном объеме с соблюдением всех законодательных норм.

И поэтому, все большую актуальность приобретает проблема повышения качества менеджмента с целью обеспечения должного уровня прибыльности и устойчивости банка. Именно эти задачи потребовали выделения в банке отдельного вида учета – управленческого [4].

Управленческий учет определяется как система правил преобразования максимально полной информации о сделках и затратах, позволяющая анализировать бизнес банка и прогнозировать его развитие вплоть до уровня отдельных продуктов [1]. Исходя из вышесказанного, управленческий учет представляет собой деятельность по сбору, обработке и предоставлению информации в целях управления [6].

Основными направлениями системы управленческого учета являются:

  • оперативный сбор (мониторинг) информации об идущих в компании бизнес-процессах;
  • обобществление информации - создание единого информационного пространства;
  • анализ текущего (в том числе финансового) состояния компании;
  • обеспечение планирования и контроля;
  • обеспечение руководства информацией для оперативного принятия решений;
  • управление ликвидностью и рисками;
  • подготовка внешней и внутренней отчетности;
  • автоматизация рутинных операций (как следствие автоматизации учета) [2].

Однако формулировка управленческого учета довольно общая и мало что дает для понимания сути.

При большом объеме операций трудно извлечь информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Кроме того, основные ее источники, как правило, не ориентированы на топ-менеджеров банка. Данные, поступающие к ним от различных исполнителей, излишне детализированы, субъективны, а иногда и противоречивы. Традиционная бухгалтерская отчетность служит целям НБУ и не отвечает интересам менеджмента.

Плановые показатели обычно слишком укрупнены и трудно контролируемы. Таким образом, вопрос, на основании чего принимать решение, остается для управляющих банком открытым.

Подобный подход может как-то удовлетворять небольшие учреждения, однако неприемлем, если банк бурно развивается или в случае, когда требуется быстро решить возникшие проблемы.

Система управленческого учета создается с учетом взаимодействия с другими, уже работающими информационными системами. Для корректного ее построения необходимо определить, какие сделки, содержащиеся в балансе, реальны, а какие виртуальны и каков экономический смысл той или иной сделки, т. е. очистить баланс от “серых”, “виртуальных” сделок. Составляющими управленческого учета являются функционально-стоимостной анализ - специфический для банков в силу своеобразной природы финансовых продуктов, а также риск-менеджмент. Некоторые изменения подходов и методик управленческого учета произойдут в результате перехода к МСФО[1].

Информация, необходимая топ-менеджерам для принятия управленческих решений, - это индивидуальный для каждого банка набор отчетов, которые можно сгруппировать по следующим параметрам:

  • экономические показатели продаж продуктов и услуг;
  • прибыльность по группам клиентов;
  • уровень рисков, связанных с ведением операций;
  • оценка прибыльности в сравнении с плановыми показателями.

Расчет прибыльности следует вести в трех разрезах: по клиентам, продуктам и подразделениям (или каналам сбыта). На основании этих данных можно, например, решать, надо ли сокращать продуктовый ряд, расширять клиентскую базу, повышать/понижать риски, стимулировать работу подразделений и отдельных сотрудников.

Несколько групп отчетов (о затратах, прибыльности, торговых операциях, рисках) составляют систему управленческой информации. Чтобы внедрить такую систему надо, во-первых, определить требования топ-менеджеров к составу отчетов, во-вторых, адаптировать методики расчета (т. е. базовые принципы построения управленческого) к условиям данного банка и, в третьих, создать организационный механизм и процедуры автоматизированного извлечения данных из систем оперативного учета и других источников[3].

Управленческая отчетность как продукт управленческого учета предназначена для внутреннего потребления и составляется исходя из требований конкретного банка, в отличие от финансовой, которая рассылается внешним пользователям (налоговые органы, кредиторы и др.) и имеет законодательно обусловленный жесткий формат. Первая ведется в реальном масштабе времени и является конфиденциальной, а значит, не подлежит проверке контролирующими органами.

Список литературы:

  1. Корпоративные и ведомственные ИС. Постановка управленческого учёта в банках. PC Week/RE «Компьютерная неделя». www.pcweek.ru.
  2. Берездивин В.В. Управленческий учет в инвестиционном банке. Журнал «Аудит и финансовый анализ»,№2, 2000.
  3. Дискин И. - Постановка управленческого учета. Финансовое управление. www.iteam.ru
  4. Галашкин А. Управленческий и финансовый учет в банке. Актуальные задачи автоматизации. Журнал «Банки и технологи», №3, 2001.
  5. Банковский форум. Профессиональное общение. Бухучет, аудит и контроль. Вanki.ua-forum
  6. Отличия управленческого учета от фінансового. About The Human Internet. - Intersoft Lab, 2001 ( ">www.iso.ru cgi-bin main journal).