Каталог статей

Мамочкина М., Колокольцев А.В.

Донецкий национальный университет экономики и торговли им.М.Туган-Барановского

Принципы организации учетно-операционной работы в банке

Актуальность данной статьи объясняется тем, что в последнее время очень стремительно развиваются учетно-операционные работы в банке.

Целью данной статьи является изучение принципов организации учетно-операционной работы в банке.

Банк - основная структурная единица сферы денежного обращения. Продуктом банковской деятельности являются услуги, связанные с организацией платежей и расчетов, ведением счетов юридических и физических лиц, хранением денежных средств, кредитованием и выполнением прочих банковских операций.

Результат работы банка - это экономическая выгода, получаемая как им самим, так и его клиентами.

В деятельности банка важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников.

Задачи бухгалтерского учета в коммерческих банках:

  1. Формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственных процессах и результатах деятельности банка, необходимой для оперативного руководства и составления отчетности.
  2. Контроль за наличием и движением денежных средств, материальных и нематериальных ценностей, финансовых ресурсов и других ценностей и их источников.
  3. Обеспечение ктиентов банка своевременной и точной информацией о движении средств на расчетных, ссудных и других счетах.

Принципы бухгалтерского учета в банках, так же как и в учреждениях и предприятиях других отраслей народного хозяйства, едины. Они изложены в "Положении №566», а также Законом Украины «О банках и банковской деятельности».

Положение устанавливает следующие методологические основы бухгалтерского учета: первичное документальное оформление и отражение хозяйственной деятельности, денежная оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций, калькуляция себестоимости продукции и услуг путем суммирования фактически произведенных расходов; инвентаризация средств предприятия с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета; систематизация и группировка полученной информации способом двойной записи в соответствии с "Планом счетов бухгалтерского учета" и на завершающем этапе учетного процесса - общая характеристика состояния хозяйственного объекта на определенную дату (составление баланса и других форм отчетности).

Организация учетно-операционной работы в банке включает:

  • построение учетно-операционного аппарата;
  • организацию рабочего дня и документооборота;
  • внутрибанковский контроль.

В структуре учетно-операционного аппарата банков выделяют учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержанию. Количество групп и их состав зависят от направлений деятельности банка и ее масштабов.

Счета и операции распределяются между ответственными исполнителями, регистрируются в специальной книге и оформляются подписями главного бухгалтера и работников.

Организация учетно-операционной работы в банке должна обеспечить выполнение следующих условий:

  1. Все операции с документами, принятыми от клиентов в течение операционного времени отражаются в бухгалтерском учете в тот же день (операционное время устанавливается банком самостоятельно).
  2. Передача обработанных документов на ВЦ банка производится в течение рабочего дня по графику, но не позднее чем за 1,5 - 2 часа до его окончания, для того чтобы ввести необходимую информацию, обработать ее для составления отчетности текущего дня.
  3. Бухгалтерский ежедневный баланс составляется не позднее следующего рабочего дня (так как выписки с корреспондентских счетов банка поступают на следующий после проведенных операций день).

Организация учетно-операционной работы требует установления в учреждении банка порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем. В графике предусматриваются:

  • время, необходимое для обработки документов, поступивших в банк до начала обслуживания клиентов. Например, таких документов, как выписки с корреспондентских счетов, данные об инкассации денежной выручки и о сумме денег, принятых вечерней кассой и др.;
  • график обслуживания клиентов для более равномерной нагрузки;
  • время для прохождения и обработки документов, поступающих в банк после окончания операционного дня.

При оформлении банковских операций необходимо обеспечивать контроль за законностью операций и сохранностью средств.

Ответственный исполнитель должен проверить соблюдение установленных правил расчетов, правильность оформления документа и заверить его своей подписью. Если документ подлежит дополнительному контролю, то он передается контролирующему работнику. В ходе проверки контролеры пользуются образцами подписей работников банка, а также образцами подписей и оттисками печатей клиентов банка. После проверки контролером операция исполняется.

Большинство операций банков (расчетные, кассовые, ссудные и др.) отражаются в бухгатгерском учете на основании денежно-расчетных документов. Формы документов унифицированы и изготашш-ваются типографским способом в виде стандартных бланков или печатаются на ЭВМ. Каждый стандартный документ содержит основные реквизиты: название документа, номер формы, номер документа и дата его выписки, наименование и местонахождение предприятия-плательщика и получателя средств, номера счетов в банке, назначение платежа (содержание операции), сумму операции, коды для обработки информации клиента, его подписи и печать, подписи работников банка, проверивших документ.

Все документы должны быть правильно и четко оформлены. Исправления в банковских денежно-расчетных документах не допускаются.

По месту формирования документы подразделяются на банковские, состаатяемые банком, и клиентские, поступающие от предприятий и организаций, а также граждан. Примером банковских документов являются кассовые (приходные и расходные), мемориальные ордера, распоряжения о выдаче кредита на оплату расчетных документов, авансовые отчеты подотчетных лиц. К клиентским документам относятся платежные требования, поручения, чеки, срочные обязательства по ссудам и др. Денежно-расчетные документы по характеру банковских операций подразделяются на кассовые, мемориальные и внебалансовые.

Итак, мы видим, что процесс организации учетно-операционной работы банка – это очень сложный процесс, который требует придерживаться всех правил и принципов, а также соблюдать последовательность выполнения операций.

Литература:

  1. Банковские операции Под ред. О.И. Лаврушина. Часть 1.-М.:ИНФРА-М, 2000.- 96 с.
  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 640 с.