Каталог статей |
Мамочкина М., Колокольцев А.В. Донецкий национальный университет экономики и торговли им.М.Туган-Барановского Принципы организации учетно-операционной работы в банкеАктуальность данной статьи объясняется тем, что в последнее время очень стремительно развиваются учетно-операционные работы в банке. Целью данной статьи является изучение принципов организации учетно-операционной работы в банке. Банк - основная структурная единица сферы денежного обращения. Продуктом банковской деятельности являются услуги, связанные с организацией платежей и расчетов, ведением счетов юридических и физических лиц, хранением денежных средств, кредитованием и выполнением прочих банковских операций. Результат работы банка - это экономическая выгода, получаемая как им самим, так и его клиентами. В деятельности банка важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников. Задачи бухгалтерского учета в коммерческих банках:
Принципы бухгалтерского учета в банках, так же как и в учреждениях и предприятиях других отраслей народного хозяйства, едины. Они изложены в "Положении №566», а также Законом Украины «О банках и банковской деятельности». Положение устанавливает следующие методологические основы бухгалтерского учета: первичное документальное оформление и отражение хозяйственной деятельности, денежная оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций, калькуляция себестоимости продукции и услуг путем суммирования фактически произведенных расходов; инвентаризация средств предприятия с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета; систематизация и группировка полученной информации способом двойной записи в соответствии с "Планом счетов бухгалтерского учета" и на завершающем этапе учетного процесса - общая характеристика состояния хозяйственного объекта на определенную дату (составление баланса и других форм отчетности). Организация учетно-операционной работы в банке включает:
В структуре учетно-операционного аппарата банков выделяют учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержанию. Количество групп и их состав зависят от направлений деятельности банка и ее масштабов. Счета и операции распределяются между ответственными исполнителями, регистрируются в специальной книге и оформляются подписями главного бухгалтера и работников. Организация учетно-операционной работы в банке должна обеспечить выполнение следующих условий:
Организация учетно-операционной работы требует установления в учреждении банка порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем. В графике предусматриваются:
При оформлении банковских операций необходимо обеспечивать контроль за законностью операций и сохранностью средств. Ответственный исполнитель должен проверить соблюдение установленных правил расчетов, правильность оформления документа и заверить его своей подписью. Если документ подлежит дополнительному контролю, то он передается контролирующему работнику. В ходе проверки контролеры пользуются образцами подписей работников банка, а также образцами подписей и оттисками печатей клиентов банка. После проверки контролером операция исполняется. Большинство операций банков (расчетные, кассовые, ссудные и др.) отражаются в бухгатгерском учете на основании денежно-расчетных документов. Формы документов унифицированы и изготашш-ваются типографским способом в виде стандартных бланков или печатаются на ЭВМ. Каждый стандартный документ содержит основные реквизиты: название документа, номер формы, номер документа и дата его выписки, наименование и местонахождение предприятия-плательщика и получателя средств, номера счетов в банке, назначение платежа (содержание операции), сумму операции, коды для обработки информации клиента, его подписи и печать, подписи работников банка, проверивших документ. Все документы должны быть правильно и четко оформлены. Исправления в банковских денежно-расчетных документах не допускаются. По месту формирования документы подразделяются на банковские, состаатяемые банком, и клиентские, поступающие от предприятий и организаций, а также граждан. Примером банковских документов являются кассовые (приходные и расходные), мемориальные ордера, распоряжения о выдаче кредита на оплату расчетных документов, авансовые отчеты подотчетных лиц. К клиентским документам относятся платежные требования, поручения, чеки, срочные обязательства по ссудам и др. Денежно-расчетные документы по характеру банковских операций подразделяются на кассовые, мемориальные и внебалансовые. Итак, мы видим, что процесс организации учетно-операционной работы банка – это очень сложный процесс, который требует придерживаться всех правил и принципов, а также соблюдать последовательность выполнения операций.
Литература:
|