Каталог статей

Поддубная К.С.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган – Барановского, Украина

Современное состояние интернет-банкинга в Украине

В настоящее время актуальным в банковской сфере является применение интернет - банкинга для удобного и качественного обслуживания клиентов.

С развитием современных технологий и появлением сети интернет, люди могут быстро, а главное доступно получать любую интересующую их информацию, приобретать товары через интернет - магазины, а также пользоваться банковскими услугами в режиме реального времени из любой точки земного шара.

Интернет-банкинг позволяет осуществлять следующие операции: покупка и продажа валюты; оплата товаров, страховых полисов или коммунальных услуг; оплата счетов операторов мобильной и пейджинговой связи; внутри- и межбанковские переводы; открытие депозитов; получение выписок по счетам, доступ к истории платежей; пополнение карточных счетов; проведение операции на фондовом рынке.

Использование интернет-банкинга обеспечивает возможность оперативного доступа клиентов к финансовой информации, предоставляемой банком посредством доступа в режиме on-line; формирование и передачу через Интернет в банк электронных документов различных типов.

Для клиента преимуществами интернет-банкинга является: возможность открывать счет в любом банке; быстрый и эффективный способ управления банковским счетом; получение доступа к счету с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет; возможность одновременного управления счетами в разных банках; возможность уменьшения налоговых выплат по операциям; отслеживание операций с пластиковыми картами, а также перевод денег.

Преимущества интернет-банкинга для кредитной организации: более широкий охват клиентской базы; экономичность; возможность работы в круглосуточном режиме; автоматическое отслеживание рисков и др.

Большой интерес к интернет-технологиям существует со стороны всех участников телекоммуникационного рынка, к примеру, операторы мобильной связи также активно занялись предоставлением подобных услуг. Изобилие вариантов подключения к интернету, конкуренция между провайдерами и огромное количество различных тарифных планов приводят к удешевлению пользования интернетом для потенциальных и существующих пользователей[1, с.43-46].

Рассмотрим развитие интернет-банкинга на примере украинского банка «ПриватБанк» - одного из развитых банков Украины.

Интернет-Банк Приват24 предназначен для управления реальными банковскими счетами через сеть Интернет. Данная система предоставляет своим пользователям комплекс банковских услуг в режиме реального времени из любой точки земного шара, имеющей вход в Интернет, 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Система электронных платежей Приват24 позволяет просто, удобно, доступно.

Прежде всего, услуги Privat24 для физических и юридических лиц различны. Если физические лица могут производить целый ряд операций со средствами на своих карточных и обычных счетах (открытых, разумеется, в Приватбанке), то для юридических лиц через Web-браузер предоставляются только выписки за период и текущий остаток на счете.

К преимуществам этой системы, можно отнести следующее:

  1. Полностью отсутствует клиентская часть. Т.е. все справочники и подготовленные документы, хранятся на сервере банка.
  2. Электронно-цифровые ключи пользователя, могут храниться на любом, удобном для него носителе.
  3. Доступ к ключам, защищен паролем на каталог (хранилище), в котором они хранятся и паролем на сами ключи.
  4. Клиент может иметь не ограниченное количество пользователей, при этом каждый пользователь будет иметь только ему доступный перечень счетов.
  5. Корпорации, которые имеют филиальную сеть, могут осуществлять полный контроль и управление за движением денежных средств своих филиалов.

В целях безопасности в системе предусмотрены два пароля, один из которых используется для входа в систему и просмотра выписок по счетам, а другой санкционирует создание платежей. Так же в системе установлены ограничения на сумму операций в течение дня и в течение месяца. Для шифрования передаваемых данных, система использует SSL протокол. SSL (расшифровывается как Secure Sockets Layer) - протокол уровня передачи данных, обеспечивающий защищенные соединения между web-сервером и броузером клиента[2].

Таким образом, с появлением интернета осуществление услуг в банковской сфере стало гораздо удобнее и доступнее, особенно с появлением интернет-банкинга, который предоставляет различного рода услуги. Что касается услуг Privat24 для физических и юридических лиц, которые представляет «ПриватБанк» клиенты банка в режиме онлайн могут контролировать средства на своей карточке, обменивать валюту, оплачивать коммунальные счета, пополнение мобильных телефонов всех Украинских операторов и другие различные операции.

Литература:

  1. Арсеенко А. Интернет-банкинг: преимущества и недостатки онлайн систем отечественных банков// Украинский деловой журнал «Эксперт».-2010, №5. – с.43-46
  2. «Приватбанк» [Официальный сайт].URL: [сылка более недоступна}