Каталог статей

Боровик Л.А., Тымчина Л.И.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган - Барановского

Проблема или выход – подача электронной отчетности предпринимателями в государственные органы Украины

Закон Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" определяет, что электронный документооборот осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Украины или на основании договоров, которые определяют взаимоотношения субъектов электронного документооборота (ст. 14 Закона).

В ЗУ "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" закреплена общая обязанность работодателя предоставлять исполнительной дирекции Фонда сведения об уплате страховых взносов (ч. 2 ст.35 Закона), однако способ подачи отчетности вообще не прописан.

Как оказалось, проблема не только в методах активного внедрения прогрессивных технологий в жизнь (по свидетельствам в отдельных центрах занятости сдавать отчетность в электронной форме заставляют принудительно, искусственно наращивая очереди бухгалтеров, желающих сдать отчеты на бумаге, либо настойчиво рекомендуют стать продвинутыми пользователями Интернета под тем предлогом, что бумажную отчетность теперь и вовсе принимать не будут). Основная загвоздка в том, что центры занятости не признают каких-либо иных ключей электронной цифровой подписи кроме своих собственных, которые выдает центр сертификации ключей Госслужбы занятости. Предприниматель для подписи и рассылки документов во все государственные органы не может воспользоваться единым ключом, полученным в аккредитованном Центре сертификации ключей (АЦСК). Таким образом, бизнесмен, например, для сдачи отчетности в Центр занятости пользуется услугами одного АЦСК, а для сдачи отчетности, например, в другой Госорган ему следует воспользоваться ключом от другого АЦСК.

Вопрос поставленный на повестке дня предпринимателями Государственной службе занятости: «Почему же государственная структура не позволяет предпринимателям воспользоваться уже имеющимися у них ключами таких же аккредитованных ЦСК и принуждает платить за сдачу отчетности неким коммерческим структурам?» Ответ не заставил себя долго ждать: «Государственный комитет информатизации Украины своей "вины" в сложившейся ситуации не видит. По словам источника в Комитете, единые форматы обмена данными для органов государственной власти и местного самоуправления действительно пока не утверждены (этот вопрос будет разрешен в ближайшее время). Однако в той же ситуации находятся и все остальные органы, но почему-то и налоговая, и Пенсионный фонд, разрешили проблему. Госорганы обязаны принимать документы подписанным ключом любого аккредитованного центра сертификации, потому ссылки на отсутствие таких норм некорректны».

Существует временный порядок подачи электронных отчетов, утвержденный приказом Государственной службы занятости от 12.03.2009 № 17, который позволяет субъекту хозяйствования по его собственной инициативе подать электронные отчеты вместо бумажных. Этот относительно свежий документ (который сложно найти в базах законодательства, однако на него неоднократно ссылается в письмах Министерство труда) оперирует терминами "специализированное ПО" для составления отчетности и "надежное средство ЭЦП", не определяя тем не менее этих понятий. Таким образом, констатируем, что право подать отчетность в службу занятости именно в электронном виде предоставлено субъекту хозяйствования не законодателем, а ГСЗ в ее собственном подзаконном нормативном акте. При этом единственное условие, которое выдвигается этим документом к цифровой подписи на отчетности, это ее надежность. Получается, что в отсутствие закрепленного нормой закона права страхователя подавать отчетность в службу занятости в электронном виде (которое бы корреспондировало с прямой обязанностью ГЦЗ обеспечить это право), субъектам хозяйствования остается нарекать только на разработчиков ПО, не создавших альтернативную программу для сдачи отчетности в центры занятости с помощью различных ключей ЭЦП, и довольствоваться той скромной (в плане выбора средств) возможностью, которую по собственной инициативе предоставила сама Служба.

Есть надежда, что ситуация в ближайшее время изменится. Во-первых, Государственный комитет информатизации Украины утвердит единые форматы обмена данными для органов государственной власти, а во-вторых, ГСЗ разработает обещанное бесплатное ПО. Введение налоговой отчетности в электронном виде началось в 2004 году, когда был издан приказ Государственной налоговой администрации № 357 «Об утверждении формата (стандарта) электронного документа отчетности налогоплательщиков». С тех пор в формат и методику представления электронной отчетности неоднократно вносились изменения. В 2009 г. ГНАУ начала экспериментальное использование программного обеспечения информационного портала налоговой администрации как составляющей централизованной системы электронной отчетности. Приказом № 168 от 6 апреля 2009 г. налоговая служба внедрила централизованную систему электронной отчетности налогоплательщиков. 9 сентября 2009 г. Кабинет министров принял распоряжение № 1087 «Некоторые вопросы организации электронного документооборота и отчетности» и «Об утверждении Национального плана действий по улучшению администрирования налогов» № 1217 от 14 октября 2009 г. Возникает также проблема с ведомственными инструкциями, которые на сегодняшний день не согласованы между собой: часть их предусматривает представление отчетности через оператора-посредника (такую возможность предусмотрели Госкомстат и Фонд соцстрахования от несчастных случаев на производстве), а некоторые лишь допускают такую возможность и оставляют налогоплательщику право присылать документы напрямую (ГНАУ, Пенсионный фонд, Фонд соцстрахования по временной утере трудоспособности). Разница между двумя способами — в цене. За услуги электронного документооборота — получение электронных ключей и работу посредника — предпринимателю нужно заплатить, тогда как передача документов без участия посредника бесплатна.

Согласно данным общего представительского органа работодателей на национальном уровне, на сегодняшний день в среднем в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования от временной потери трудоспособности и другие госорганы должны подать отчетность большое количество бизнесменов и работодателей. Если они будут вынуждены пересылать документацию через посредников и платить им деньги, то мы говорим о рынке платных услуг, на котором сегодня нет ни малейшей прозрачности.

Кроме того, предприниматели высказываются против передачи отчетности лишь через одну действующую ныне коммерческую структуру — ООО «Оператор электронной регистрации и отчетности». Однако, дело не только в деньгах. Предприниматели не уверены в соблюдении посредником конфиденциальности передаваемой государству в отчетах информации. Оператор, получая отчетные документы, может накапливать информацию о частном бизнесе. И ни один законодательный акт не прописывает ответственность оператора за разглашение информации. Между тем будет разрабатываться проект Концепции Закона Украины «Об информационной системе «Электронное Правительство», о порядке представления хозсубъектами отчетности в электронной форме в соответствующие органы, утвердить предельные цены (тарифы) на услуги, связанные с электронной цифровой подписью, которые предоставляются аккредитованными центрами сертификации ключей органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, государственным организациям.

Литература:

  1. ЗУ «Про обв’язкове державне соціальне страхування на випадок безробіття» ВРУ від 02.03.2000 р. №1533-III.
  2. ЗУ «Про електронні документи та електронний документообіг» ВРУ від 22.05.2003 р. №851-IV.
  3. [сылка более недоступна}