Каталог статей

Исаева П.Г. – к.э.н., доцент кафедры «Налоги и денежное обращение» ДГУ

Маммаева Д.С.–к.э.н., доцент кафедры «Налоги и денежное обращение» ДГУ

Направления совершенствования условий функционирования региональных банков для взаимовыгодного сотрудничества с реальным сектором экономики

Государственной политике развития регионального банковского сектора все еще присущи отдельные недостатки, которые негативно влияют на развитие конкретных отраслей экономики, в частности:

  • интересы банков не всегда совпадают с корпоративными интересами экономических субъектов;
  • большинство предприятий базовых отраслей экономики переживают кризисные явления и являются убыточными.

В целом ситуация в регионах такова, что активизация кредитования реального сектора экономики входит в противоречие с задачей сохранения финансовой устойчивости региональных банков.

Причина кроется в проводимой государством экономической политике. Государство не создало условия, при которых коммерческие интересы банков совпадали бы с интересами различных секторов региональной экономики.

Устранение противоречий в интересах банковской системы и реального сектора региональной экономики требует внесения значительных коррективов в проводимую государством экономическую политику. Такие коррективы возможны лишь после всестороннего анализа тенденций развития региональных банковских систем и установления причин имеющихся недостатков.

Анализ инструментов государственного регулирования банковской деятельности позволила нам сделать вывод о том, что в настоящее время государственное управление региональной банковской системой осуществляется в основном на федеральном уровне, региональные органы власти могут воздействовать на деятельность банковского сектора только посредством налогообложения и путем участия в уставном капитале региональных банков.

Необходимо отметить, что регулирование банковской деятельности посредством налогообложения осуществляется на региональном уровне не в полном объеме, а лишь в той части налога на прибыль, которая поступает в бюджет территории. Такое распределение полномочий не позволяет своевременно и качественно регулировать деятельность регионального банковского сектора, так как проблемы развития банковского сектора на региональном уровне вообще и, в частности, на уровне конкретных территорий, не могут интерпретироваться на макроуровне (рис. 1).

Федеральный уровень регулирования

банковской

системы

®

Порядок создания и государственной регистрации коммерческих банков

®

Участие государства в уставном капитале банка

®

Определение минимального размера капитала

®

Лицензирование банковской деятельности

®

Правила осуществления банковских операций

®

®

Регламентация учета и отчетности

®

Резервные требования

®

Рефинансирование региональных банков

®

Валютное регулирование

®

Создание резервных фондов

®

Выполнение обязательных экономических нормативов банковской деятельности

Региональный уровень

®

®

Налогообложение и налоговое регулирование банковской деятельности

®

Участие государства в уставном капитале банков

Рис. 1. Государственное регулирование банковской деятельности[1]

На рисунке 1 получил отражение существующий набор инструментов механизма государственного регулирования банковской деятельности в России.

На основе исследования правовых форм организации банковской деятельности автор пришел к выводу, что существующий порядок распределения полномочий несколько сдерживает процесс оперативного и качественного регулирования деятельности региональных банков, особенно по таким важным направлениям как:

  • формирование ресурсной базы региональных банков;
  • предотвращение утечки капитала в другие регионы;
  • развитие кредитно – инвестиционной деятельности;
  • усиление уровня капитализации в банковском секторе экономики и др..

Этот процесс может быть дополнен реализацией такого механизма надзора, который может установить количество безнадежных банков, определить вложения со стороны Банка России и Правительства в капитале безнадежных банков и др.

Определенное влияние на функционирование региональных банков и на сферу приложения банковского капитала оказывает также уровень учетной ставки Центрального банка. Когда учетная ставка выше уровня рентабельности базовых отраслей она превращается в фактор декредитования экономики и предприятия теряют доступ к дешевым кредитам, так как реальная ставка на банковский кредит с учетом инфляции становится в 2 – 2,5 раза выше. В таких условиях только высокорентабельные предприятия, производящие подакцизные товары, могут воспользоваться среднесрочными и долгосрочными банковскими кредитами.

Некоторые акционерно-коммерческие банки за время рыночных преобразований приобрели определенный опыт по операциям на рынке ценных бумаг и с иностранной валютой.

Однако проводимые коммерческими банками операции на этих сегментах финансового рынка часто носили спекулятивный характер и способствовали отвлечению крупных сумм на покупку и продажу валюты и ценных бумаг. После принятия правительством и Банком России решения о реструктуризации государственных обязательств резко уменьшились вложения банков в ценные бумаги. При этом основная масса изъятых с фондового рынка средств направлялась коммерческими банками в первую очередь на межбанковский рынок, а не в кредитные вложения.

Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что проводимая Правительством и Банком России политика преследовала преимущественно одну цель – ограничить денежную массу и, почти не регулировала собственно банковскую деятельность. Резервные требования и другие нормативы не могли обеспечить интеграцию банковского сектора в экономику регионов на правах системобразующего сегмента.

Существенное улучшение социально–экономического состояния в регионах может последовать лишь на основе позитивных изменений в банковской сфере, т.е. подчинения банковского сектора нуждам реальной экономики. Это требует не самоустранения государства от участия в управлении банковской деятельностью в расчете на то, что новые рыночные механизмы выровняют положение, устранят возникшие недостатки. Как показал опыт прошлых и настоящих лет, этого не произошло, наоборот разразившийся финансовый, а затем банковский кризисы, наглядно показали недостатки функционирования банковского сектора.

Региональный банковский сектор не располагает более или менее надежными источниками собственных и привлеченных средств, необходимых для осуществления кредитно–инвестиционной деятельности. Осуществляемое государством регулирование банковской деятельности вызвало смещение акцентов не в сторону развития реального сектора, а к спекулятивным операциям. В результате в регионах не произошел рост производства, отстают базовые отрасли, не восстановлены межотраслевые связи, обеспечивающие динамичное и пропорциональное развитие всей экономики.

Анализ условий функционирования региональных банков определил наличие ряда нерешенных проблем, требующих соответствующих мер государственного регулирования.

Во-первых, неадекватное развитие региональных банковских систем. Около половины коммерческих банков, на долю которых приходится основная сумма активов, сосредоточена в Москве и в других мегаполисах. Они часть своих ресурсов направляют в регионы через филиальную сеть. Однако филиалы, как правило, создаются в региональных центрах, так как обслуживание экономики небольших городов, особенно сельских районов, нерентабельно для крупных банков.

Главная причина неравномерного размещения элементов банковской системы заключается в неселективном подходе Банка России к регулированию банковской деятельности. Так, например, несмотря на значительные региональные особенности функционирования банковской системы, государством установлены единые экономические нормативы для всех кредитных организаций страны.

Во-вторых, необходим дифференцированный подход к определению значений обязательных экономических нормативов банковской деятельности в зависимости от специфических условий регионов. В депрессивных регионах, например, где банковское обслуживание не соответствует потребностям экономики, можно устанавливать пониженные значения минимального размера уставного капитала и других нормативов. В частности, в Республике Дагестан доля банков с капиталом до 20 млн. руб. составляет свыше 65%.[2]

Здесь становление банковской системы проходило в более сложных условиях – республика крайне отстала в развитии промышленности и сельского хозяйства и по этой причине, представленные здесь предприятия из-за убыточной деятельности не стали учредителями и не, участвовали в формировании уставного капитала кредитных организаций.

Таким образом, на современном этапе рыночных реформ назрела объективная необходимость дифференциации регионов по показателям работы банковской системы и на ее основе определения разным категориям субъектов (экономически развитые, депрессивные и т. д.) значения обязательных нормативов банковской деятельности. Эту же задачу решают путем предоставления территориальным учреждениям Банка России право определения значений экономических нормативов в установленных на федеральном уровне пределах.

В-третьих, размеры уставного капитала, в том числе, величина собственного капитала, должен учитывать те особенности банковской деятельности, которые могут повлиять на результаты его работы в будущем, т. е. рыночные риски, возможные по мере выполнения конкретных операций и услуг. Они тесно связаны с использованием всех инструментов денежно-кредитной политики: с ростом или падением учетной ставки ЦБ, изменением курсов иностранных валют, уровнем резервных требований и т. п.

Все это приводит к мысли о том, что установленные Банком России обязательные экономические нормативы недостаточно регулируют деятельность коммерческих банков и не дают уверенности в устойчивости банковской системы.

Таким образом, регулирование банковского сектора регионов представляет собой комплексную задачу, успешное решение которой требует всестороннего анализа условий и факторов, обуславливающих направления его совершенствования.

  1. Схема разработана автором
  2. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение, 1(21), Москва, 2009 г., С.10-13; Бюллетень НБ РД РФ, Махачкала, 2009 г., С.- 21.