Каталог статей

Иващенко А.Г.
Одесский национальный политехнический университет

Обеспечение эффективности реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях

Основными задачами при моделировании бизнес-процессов являются описания бизнес-процессов предприятия, действующих лиц бизнес-процессов и их функций, бизнес сущностей, сценариев выполнения бизнес-функций, состояний бизнес-сущностей и бизнес-правил.

Одним из эффективных средств поиска возможностей улучшения деятельности предприятия является реинжиниринг бизнес-процессов.

Топ-менеджеры понимают под «бизнес-процессом» набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю.

Реинжиниринг бизнес-процессов позволяет дать оценку текущей деятельности предприятия социально-культурной сферы по отношению к требованиям, предъявляемым к его функционированию, управлению, эффективности, конечным результатам деятельности и степени удовлетворенности клиента.

Основные цели реинжиниринга бизнес-процессов:

  • обеспечение понимания структуры организации и динамики происходящих в ней процессов;
  • обеспечение понимания текущих проблем организации и возможностей их решения;
  • обеспечение одинакового понимания целей и задач организации заказчиками, пользователями и разработчиками;
  • создание базы для формирования требований к будущей информационной системе организации.

Существует два основных направления реинжиниринга бизнес-процессов: структурно-функциональное и объектно-ориентированное.

Наиболее известной и распространенной методикой структурно-функционального моделирования является методология структурного анализа SADT (Structured Analysis and Design Technique), разработанная Дугласом Россом. На основе этой методологии был принят стандарт моделирования бизнес-процессов IDEFO. IDEFO принят в качестве стандарта в нескольких международных организациях, в том числе в НАТО и МВФ.

Методология SADT представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области. Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта, т.е. производимые им действия и связи между этими действиями.

Результатом применения методологии SADT является модель, которая состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы - главные компоненты модели, все функции ИС и интерфейсы на них представлены как блоки и дуги. Место соединения дуги с блоком определяет тип интерфейса. Управляющая информация входит в блок сверху, в то время как информация, которая подвергается обработке, показана с левой стороны блока, а результаты выхода показаны с правой стороны. Механизм (человек или автоматизированная система), который осуществляет операцию, представляется дугой, входящей в блок снизу.

Структурная методология анализа и бизнес-проектирования характеризуются искусственным разделением системы на подсистемы. Как результат на определенном уровне декомпозиции появляются объекты, характеризующиеся слабой взаимосвязью процессов и данных. В связи с этим все большее распространение получают объектные технологии, ориентированные на их тесную взаимосвязь.

Объектно-ориентированные методологии появились в 70е годы. Каждый метод, расширяя известные методики и внося в копилку объектных методологий нечто свое, не решал проблемы, ожидаемые от объектных методологий - ни один из методов не давал единой и цельной объектной модели системы. Достаточно хорошо освещая одну или несколько сторон реальной системы, каждый метод оставлял в тени множество других, не менее важных сторон. Пользователям хотелось получить единый язык моделирования, который объединил бы в себе всю мощь объектно-ориентированного подхода и давал бы четкую модель системы, отражающую все ее значимые стороны. Наиболее популярными в это время были методы Booch-93, OMT-2 (Object Modeling Technique), OOSE(Object-Oriented Software Engineering). Эти методы легли в основу UML(Umfied Modeling Language) объединённого языка моделирования.

Сущность такого подхода заключается в том, что деятельность организации представляется как взаимодействие и взаимосвязь объектов. Под «объектом» понимается сущность, а не действие.

При подобном подходе возникает проблема коммуникации между специалистами в прикладной области, менеджментом и разработчиками программного обеспечения. Каждая из таких групп специалистов использует свою терминологию и может создавать спецификации системы не познаваемые другими. Это обстоятельство приводит к ошибкам в бизнес-проектировании программных систем, и затрудняет внедрение информационных технологий. Примером доступной и наглядной формы описания предметной области, программной системы и физической конфигурации вычислительных средств является унифицированный язык моделирования UML. Этот язык может использоваться как для описания бизнес-процессов, так и при бизнес-проектировании программного обеспечения.

Для моделирования бизнес-процессов в UML используются две модели: бизнес-прецедентов использования (Business Use Case) и объектная (Business Object). Модель прецедентов использование является основной и включает соответствующие диаграммы прецедентов и детализирующие их диаграммы динамического типа. Объектная модель, описывает реализацию бизнес-процесса, Она использует классы, представляющие собой абстракцию исполнителя, действующего в рамках системы. Исполнители взаимодействуют с другими исполнителями и манипулирует бизнес-сущностями, участвуя в реализации прецедентов.

Применение UML при моделировании организации и её бизнес-процессов позволяет в полной мере реализовать представление о ней в динамическом, статическом и структурном аспектах. Получаемая в ходе объектно-ориентированного анализа и бизнес-проектирования UML-модель организации представляет собой совокупность взаимосвязанных диаграмм, идентифицирующих бизнес-процессы, описывающих их жизненный цикл, структуру организации и взаимодействие процессов её функционирования во времени и пространстве с привязкой к используемым ресурсам и получаемым результатам.