Каталог статей |
Усова Е.В. Управление ПФ РФ в Ленинском районе г.Астрахани, Россия Перспективы взаимодействия общественности и власти России в решении экологических проблемПродуктивное взаимодействие общественности и власти видится как одна из характеристик демократического общества. Влияние осведомленной общественности на ход политического курса, участие в решении конкретных задач, стоящих перед обществом и властью, характеризует политическую культуру общества. Способность общественности влиять на ход принятия экологически значимых решений свойственно для российского общества. Современному обществу известны различные технологии общественного участия в принятии решений органами власти: общественная экологическая экспертиза; гражданские конференции; общественные обсуждения; участие в разработке проектов нормативных актов; обращение к органам правосудия и др. Однако не все технологии активно используются российской общественностью: одни из них получили широкое распространение, другие – с недавнего времени стали культивироваться на российской почве. Среди наиболее распространенных технологий участия следует назвать закрепленную законодательно общественную экологическую экспертизу [2]. Общественная экологическая экспертиза является одним из видов экологической экспертизы и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), если предстоящая деятельность затрагивает интересы жителей того или иного региона. Общественная экологическая экспертиза может быть инициирована также органами местного самоуправления. Причем проводить ее должны общественные организации (объединения), деятельность которых прямо связана с охраной окружающей среды.[6] Заключение общественной экологической экспертизы направляется органам государственной власти, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, заказчику и всем заинтересованным лицам и приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Экологическая экспертиза в России, несомненно, представляет собой уникальный институт государственного регулирования, позволяющий ограничивать антропогенное воздействие на окружающую среду еще на стадии принятия решения о намечаемой деятельности с учетом общественного мнения по вопросам оценки экологических последствий планируемого воздействия, что корреспондируется с международным экологическим правом, рассматривающим экологическую экспертизу как воплощение предупредительной политики, оценку воздействия на окружающую среду, активное участие общественности на всех стадиях проведения экспертизы и принятия решения о реализации проекта.[7] На практике проведение общественной экологической экспертизы вызывает определенные сложности – это мероприятие дорогостоящее и не финансируется государством. Общественные организации (объединения) зачастую не обладают необходимыми средствами, и провести общественную экологическую экспертизу не представляется для них возможным. Поэтому повлиять на принятие окончательного решения органов государственной власти и местного самоуправления общественным организациям не всегда удается. Перспективным направлением общественного участия в принятии решений являются гражданские конференции. Гражданские конференции являются наилучшим инструментом для лиц, принимающих решения, чтобы услышать непосредственно голос граждан, не искаженный интерпретациями экспертов и политиков. Эта технология позволяет получить мнение группы граждан, которые с одной стороны информированы, а с другой – репрезентативно представляют население в целом [5, с.1]. Для обеспечения доверия к процедуре и результатам гражданских конференций на них приглашаются наблюдатели. Это могут быть представители органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, а также заинтересованные лица и журналисты. Участие общественности в разработке проектов нормативных актов в сфере экологии также является одним из новых направлений. Однако в российском демократическом государстве с законодательной инициативой может выступить не каждый. Перечень государственных органов, наделенных этим правом, определен в Конституции Российской Федерации[1]. То есть, право граждан непосредственно разрабатывать и вносить на рассмотрение законопроект отсутствует. В данном случае предполагается, что они могут действовать через представителей, например, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, которые вправе выступать с законодательной инициативой. Объединения граждан, такие как некоммерческие организации, также не наделены правом законодательной инициативы, поэтому основным форматом их участия в законотворческом процессе является общественная экспертиза законопроектов. Она осуществляется через экспертные советы при министерствах и ведомствах, а также при комитетах Государственной Думы и Совета Федерации путем участия в общественных слушаниях, особенно мероприятиях Общественной палаты РФ. Как отмечено в докладе Общественной палаты за 2008 год, такие формы взаимодействия государства и гражданского общества стали весьма действенными. Создание общественных советов при органах власти прямо предусмотрено законодательством, а потому дает возможность эффективно использовать потенциал сотрудничества между государством, НКО и лидерами гражданского общества. Интересен тот факт, что первые общественные советы были созданы не при «гуманитарных» министерствах (культуры, образования, социального развития), а при министерстве обороны, охраны окружающей среды и природных ресурсов. Деятельность советов пока во многом несовершенна, но представителям гражданского общества необходимо иметь в виду подобный канал сотрудничества и со своей стороны вести работу с экспертами, работающими в данных советах, обеспечивать обратную связь. Практика создания общественных советов распространена также на уровне регионов.[4, с.77-78] Не менее важной технологией участия общественности в принятии экологически значимых решений является обращение в суд за защитой нарушенных прав. Каждый гражданин имеет право обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав, в том числе экологических. Согласно Закону об охране окружающей среды, каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий или катастроф. С момента вступления России в Совет Европы ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека.[3] Итак, современному российскому обществу известны различные технологии общественного участия в принятии решений органами власти. Важным направлением является разработка механизма общественного участия, необходимая для проявления активной гражданской позиции по вопросам состояния окружающей среды. Многочисленные законодательные акты, регламентирующие экологические права граждан, дают основание полагать, что государство готово учитывать, принимать во внимание мнение граждан в области экологии, удовлетворять потребности граждан в сфере экологической информации и окружающей природной среды. Однако эти положения не всегда находят отражение на практике в том виде, в котором они предполагаются законодателем, и без подобных механизмов попытки общественности повлиять на принятие экологически значимых решений становятся малоэффективными. Возможно, такое положение связано с уровнем политической культуры российского общества. Ведь общественность как партнер в выработке решений ранее никогда не рассматривалась, поэтому ее участие в системе принятия решений до сих пор остается крайне ограниченным.
ЛИТЕРАТУРА:
|