Каталог статей |
Выполнил: Шумила А.И.
Использование экспресс-анализа как метода диагностики в современных условиях хозяйствованияВсе предприятия уникальны, каждое имеет свою специфику, характерную структуру и бизнес-процессы. Хотя многие проблемы предприятий довольно типичны, вероятность полного совпадения ничтожно мала. Поэтому важно тщательно ознакомиться с деятельностью предприятия, провести диагностику предприятия. Диагностика предприятия это исследовательский процесс, направленный на выявление отклонений в работе предприятия от определенного нормативного состояния [1]. Важным является в диагностике понять основные проблемы предприятия, выявить основные управленческие сложности компании и только после этого предлагать способы оптимизации деятельности предприятия. Именно для получения исходной информации и проводится экспресс-анализ предприятия. В последнее время появился ряд научных работ по этой проблеме, в частности работы Т.Б. Бердниновой, О.Г. Дмитриевой, Е.Н. Выборовой, М.М. Глазова, Р.Л. Жамбекова, Л.Н. Булгаковой, В.В. Бурцева, Л.А. Горшковой, Л.В. Гренбэк, Л. Карась, А. Пригошина, А.М. Румянцева, П.П. Табурчак, Н.Е. Зимина, Я.А. Фомина, Н.П. Любушина и ряда других авторов[4]. В результате проведения диагностики и экспресс-анализа предприятие получает ясное понимание ситуации с управлением и обеспечением процесса управления; картину, достаточно подробную для того, чтобы можно было выявить основные проблемы предприятия и обозначить возможные пути их решения. Экспресс-анализ является исследованием экономического потенциала и финансово-хозяйственной деятельности компании за определенный период (квартал, год) и характеризует относительное состояние компании с учетом ретроспективного фактора (на начало и конец периода). Выводы экспресс анализа основаны на расчете относительных показателей и динамики их изменения, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия за анализируемый период, его имущественное и финансовое положение. На основе интерпретации полученных данных готовится заключение о финансово-экономическом положении предприятия с учетом ретроспективы его развития, в котором дается характеристика: доходности (рентабельности) его деятельности; структуры капитала, характеризующей финансовую устойчивость компании; ликвидности предприятия, характеризующей рискованность вложений и возможность банкротства; показателей оборачиваемости активов и собственного капитала, характеризующих уровень деловой активности предприятия; структуры выручки и затрат, а также вероятных тенденций изменений данных показателей.[2] Целью экспресс-анализа является: повышение эффективности деятельности предприятия; подготовка информации и решение для реализации длительных проектов развития предприятия (как внутренних, так и внешних - консалтинговых); экономия времени и средств предприятия благодаря сравнительно небольшой стоимости и длительности проекта «Экспресс-анализ» Задачами экспресс анализа является: проведение комплексного анализа систем управления на предприятий; выявление основных проблем и оценить возможностей их решения; предложение вариантов решения проблем и развития предприятия [3] Проводится экспресс-анализ предприятия путем создания рабочей группы во главе с руководителем проекта. Представители рабочей группы (бизнес-аналитики) проводят серию выездных интервью с ключевыми сотрудниками компании-заказчика; сотрудниками, хорошо знакомыми с существующими бизнес-процессами, системой документооборота, учетными методиками предприятия, и с имеющимися на предприятии проблемами и «узкими местами». Затем консультанты анализируют полученную информацию и предоставляют предприятию отчет с результатами обследования (диагностики предприятия). В отчете содержится описание текущего положения на обследуемом предприятии и перечисление проблемных областей и «узких мест». Специалисты классифицируют выявленные недостатки: сложности, которые связаны с неэффективностью структуры и бизнес-процессов предприятия, и недоработки, которые связаны с недостатками существующей информационной системы. Помимо выявленных проблем отчет экспресс-анализа содержит перечень пожеланий заказчика: как должны функционировать бизнес-процессы на предприятии, и каковы должны быть особенности обеспечивающей их информационной системы. После того как составлен свод основных задач по оптимизации работы предприятия, рабочая группа предлагает комплекс мероприятий для их решения. Таким образом, информация, полученная в результате проведения экспресс-анализа предприятия, позволяет определить этапы, состав, сроки выполнения и стоимость работ, которые необходимо осуществить. Полученные выводы фиксируются и предоставляются заказчику в виде документа. Итак, в результате проведения экспресс-анализа предприятия получает описание текущего положения дел в компании, перечень выявленных экспертами проблем и список предлагаемых мероприятий с указанием сроков и стоимости их выполнения. Ознакомившись с выводами экспертов предприятие может, учитывая имеющиеся у него ресурсы, расставить приоритеты, выбрать области приложения усилий, наиболее актуальные на ближайшую перспективу для решения актуальных задач своей компании. Когда у заказчика есть список четко обозначенных «узких мест» предприятия, он может выбрать любой из нижеприведенных вариантов: Заказчик может посмотреть на список недостатков, решить, что все они не являются критическими, и оставить все, как есть. В таком случае дальнейшая деятельность компании продолжится, как и шла, но в случае предполагаемых внешних или внутренних изменений, руководство компании будет иметь возможность учесть имеющиеся у компании уязвимые места и избежать неожиданностей. Заказчик может положиться на имеющиеся в компании знания и ресурсы и самостоятельно предпринять действия, направленные на решение перечисленных проблем. Этот вариант наименее затратный. Действительно, в таком случае нет необходимости привлекать специалистов со стороны. Однако потребуется выделить сотрудников, которые должны будут разработать и внедрить необходимые изменения. Это значит, что, во-первых, понадобится оторвать этих сотрудников от их повседневных обязанностей, во-вторых, понадобится научить их планированию и внедрению изменений, и наконец очень часто изменения, осуществляемые специалистами предприятия, наталкиваются на сопротивление их же коллег. Так что такая схема действий не лишена недостатков. Для оптимизации деятельности предприятия заказчик может обратиться за советом к сторонней организации, специализирующейся на оказании консультационных услуг в этой сфере [5]. Таким образом диагностика и в частности экспресс-анализ позволяет установить и оценить финансовое положение фирмы и понять, почему это положение возникло. Предприятию необходимо принимать решения для того что бы существовать на рынке. При неизменных условиях деятельности ему грозит потеря части своей доли на рынке или даже банкротство. Список литературы:
|