Каталог статей |
студентка
Шевченко В.Ю.
Особенности учета субъектов малого предпринимательстваИсследование проблемы ведения субъектами малого предпринимательства учета и составления финансовой отчетности по упрощенным формам является актуальным и важным в современных условиях хозяйствования. Надлежащее ведение учета и единый порядок подготовки и представления финансовой отчетности будут способствовать унификации исходной информации, единому пониманию отчетных показателей внешними, в том числе зарубежными, пользователями. Вопросы ведения и учета субъектами малого предпринимательства, налогообложения их деятельности и составления финансовой отчетности и составления финансовой отчетности рассматривали Ф. Бутынец, С. Голов, В. Завгородний, Г. Ямборко и др.[1] Субъектами малого предпринимательства являются юридические лица любой организационной формы и формы собственности, соответствующие определенным критериям, и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. В частности, критерии, по которым юридическое лицо (предприятие) относится к субъектам малого предпринимательства, -это среднеучетная численность работников и объем выручки от реализации продукции(товаров, услуг) за год, размеры которых не должны превышать пределы, установленные законодательством Украины.[2-3] Существуют критерии, по которым субъект малого предпринимательства (юридическое лицо) может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности:
Субъекты малого предпринимательства могут в соответствии со ст. 11 Закона № 2063 самостоятельно выбирать общую систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности или упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену уплаты установленных законодательством налогов, сборов (обязательных платежей) уплатой единого налога и применение упрощенной формы бухгалтерского учета и отчетности.[3] Субъекты малого предпринимательства при переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с указом Президента № 746 выбирают ставку единого налога 6% или 10% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Так, предприятие, которое избрало ставку 6% является также плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС) согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость», а предприятие, перешедшее на ставку 10%- не платит НДС. Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъекты малого предпринимательства может осуществить начиная с любого квартала. Предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, обязано вести Книгу учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом ГНА Украины от 13.10.98 г. № 477. В этой книге в хронологической последовательности отражаются хозяйственны операции, произошедшие на предприятии в отчетном периоде на основе первичных документов. Субъекты малого предпринимательства, которым согласно п.3 ст.2 Закона о бухгалтерском учете разрешено ведение упрощенного учета доходов и расходов, могут применять упрощенную форму учета и отчетности. Это касается также предприятий- плательщиков единого налога. Бухгалтерский учет субъектов малого предпринимательства имеет определенные особенности. Для ведения учета субъектов малого предпринимательства в соответствии с приказом Министерства финансов Украины от 19. 04. 2001 г. № 186, утвержден План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства. Согласно этому приказу субъекты малого предпринимательства применяют упрощенный план счетов только при составлении ими финансовой отчетности в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах согласно требованиям П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» Упрощенный План счетов имеет такую особенность, как ведения учета субъектами лишь с использованием счетов, количество которых уменьшено благодаря обобщению информации о большей группе активов, капитала и обязательств. Однако плательщик единого налога может применять упрощенную форму ведения бухгалтерского учета, а может и не применять, т.е. продолжать вести бухгалтерский учет так, как он это делал до перехода на единый налог. Субъекты малого предпринимательства могут выбрать один из вариантов ведения упрощенной формы бухгалтерского учета:
Доходы, расходы и финансовые результаты разделяются по видам экономической деятельности, вследствие которых они возникают. Так, деятельность субъектов малого предпринимательства, делится на обычную (основную) и чрезвычайную. Обычная деятельность подразделяется на операционную и прочую (финансовую, инвестиционную). Операционная деятельность- это основная деятельность предприятия, связанная с производством или реализацией продукции (товаров, работ, услуг). Для учета доходов, расходов и финансовых результатов деятельности субъектами малого предпринимательства используются счета классов 7 «Доходы и результаты деятельности» и 8 «Затраты по элементам». Обороты по счетам классов 7 и 8 предназначены для ведения учета хозяйственных процессов и заполнения показателей Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м). Учет доходов субъекты малого предпринимательства ведут согласно упрощенному Плану счетов на счете 70 «Доходы», на котором обобщается информация о доходах от всех видов деятельности предприятия. Возможность вести учет расходов только с использованием счетов класса 8 «Затраты по элементам», за исключение счета 85 «Прочие затраты», ведется учет затрат операционной деятельности по элементам. Однако по желанию субъектов малого предпринимательства может вести учет затрат деятельности на счетах класса 9 «Расходы деятельности» или одновременно со счетами класса 9 использовать счета класса 8 для обобщения информации о затратах деятельности по элементам. Таким образом, особенностью организации учета субъектов малого предпринимательства является составление совокупности разрешенных законодательством форм организации и упрощенной формы ведения бухгалтерского учета. Предприятие выбранные форму организации и форму ведения бухгалтерского учета утверждает в приказе об учетной политике. Список использованной литературы:
|