Каталог статей |
Рустамов О.М.
Управление предприятиями сферы телекоммуникаций АзербайджанаНа рынке телекоммуникационных услуг Азербайджана сформирована конкурентная среда со стабильным уровнем конкуренции (этот факт установлен исследованиями автора, результаты которых опубликованы в [1]). Выявлена также тенденция трансформации конкуренции в гиперконкуренцию. В 2008 году на телекоммуникационном рынке Азербайджана работало более 70 государственных и негосударственных предприятий телекоммуникаций (2006 г. – 47; 2007 г. – 58), при этом доля негосударственных предприятий непрерывно возрастает (2006 г. – 73,7%; 2007 г. – 78,1%; 2008 г. – 80,3%) [2]. В настоящее время предприятия телекоммуникаций могут предоставлять телекоммуникационные услуги в объеме большем, чем это нужно потребителям. По мнению Ф. Котлера, подобная ситуация характерна для гиперконкуренции. В то же время предприятия телекоммуникаций, как это ясно из анализа Закона Азербайджанской республики «О телекоммуникации» [3] и Положения о Министерстве связи и информационных технологий Азербайджанской республики [4], управляются с помощью механизма централизованного управления, который достался Министерству связи Азербайджанской республики в 1991 г. в наследство от Министерства связи Азербайджанской ССР. В последние годы в этот механизм внесено несколько корректив, в частности, в сфере управления негосударственными предприятиями, но радикальных преобразований, для учета реальных рыночных условий деятельности предприятий, еще не сделано. Априорно ясно, что в условиях конкурентного рынка (особенно при гиперконкуренции) управление предприятиями телекоммуникаций должно базироваться на механизме, способном учитывать условия рынка и эффективно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому проблема адаптации механизма управления предприятиями телекоммуникаций Азербайджана к условиям современного конкурентного рынка становится актуальной и требует незамедлительного решения. Сфера телекоммуникаций занимает особое место в экономической системе государственных предпочтений, поэтому предприятия телекоммуникаций длительный период управлялись государственными органами практически во всех странах даже в условиях формирования либеральной экономики. Это было оправдано, так как в этой сфере в тот период доминирующее положение практически во всех странах занимали государственные монополии. В настоящее время рынки телекоммуникационных услуг в развитых странах достаточно либерализованы, однако государство продолжает осуществлять существенные регуляторные функции. Органом управления телекоммуникациями в Азербайджане выступает Министерство связи и Информационных Технологий Азербайджанской республики. Министерство - центральный орган исполнительной власти, формирующий и реализующий государственную политику в сфере связи (почта, телекоммуникация) и информационных технологий, обеспечивающий нормативно-правовое регулирование, развитие связи и информационных технологий, координирующий деятельность других государственных органов в этой сфере. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно или посредством находящихся в его подчинении структур. В Министерстве функционируют 9 отделов. Экономической деятельностью предприятий управляют: отдел финансового отчета и экономического анализа; отдел планирования деятельности государственных предприятий; отдел стратегического планирования и научного потенциала; отдел международных отношений и работы с неправительственными организациями. Регулирование рынка осуществляет отдел регулирования Министерства. Основные функции Министерства в сфере управления экономической деятельностью определены Положением [4]. Все функции распределены на несколько групп: стратегическое планирование и управление; оперативное (ситуационное) планирование и управление; анализ и контроль результатов деятельности предприятий; международное сотрудничество; регулирование рынка телекоммуникационных услуг. Стратегическое планирование и управление заключается в разработке концепции и государственных программ развития связи и информационных технологий, научно-технической политики и мероприятий по их последующему претворению в практику, а также в организации контроля в рамках своих полномочий по их реализации. Оперативное (ситуационное) планирование и управление направлено на обеспечение оказания потребителям качественных и надежных услуг связи на всей территории Азербайджанской Республики, в том числе по удовлетворению потребностей государственных органов, местных органов самоуправления, юридических и физических лиц в услугах телекоммуникации и почтовой связи, в информационных технологиях. Анализ и контроль результатов деятельности предприятий направлен на увеличении эффективности их деятельности и обеспечение защиты прав всех потребителей услуг связи. Международное сотрудничество осуществляется министерством с целью выполнения Азербайджанской Республикой обязательств, вытекающих из международных конвенций и соглашений в сфере связи и развития эффективного международного сотрудничества. Исследование данной структуры управления, выполненное автором, показало, что действующая схема управления телекоммуникационными предприятиями Азербайджана, которая была эффективна в переходной период становления рынка телекоммуникационных услуг, в настоящее время не соответствует современным требования глобального конкурентного рынка. Основные недостатки: данное управление не способствует развитию инициативы и предпринимательства в сфере телекоммуникаций, практически отсутствует влияние потребителей на систему управления, государственное регулирование телекоммуникационного рынка требует либерализации. Устранение данных недостатков возможно при реализации модели управления, разработанной автором, в которой управление предприятиями и регулирование рынка разделены. Реализация этой модели управления предприятиями телекоммуникаций позволяет осуществить органическое соединение преимуществ рыночного самоуправления (соблюдение интересов предприятия) и достоинств централизованного управления (соблюдение интересов государства и обеспечение социальной защиты населения). Литература
|