Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т.И. Шкаева Институт экономики промышленности НАН Украины Анализ нормативно-правовой базы регулирования рисков кредитования отраслей экономики УкраиныВажнейшим условием функционирования и развития отечественных предприятий является их доступ к кредитным ресурсам. Анализ правил, регламентирующих такой доступ, определение содержания правовых отношений между заемщиками и кредиторами формируют актуальную задачу научного исследования банковского кредитования. В то же время немаловажным является вопрос оценки нормативно-правовой базы регулирования рисков кредитования отраслей, поскольку снижение уровня рисков кредитования отдельных видов экономической деятельности и повышение конкурентоспособности в кредитном бизнесе напрямую связаны с совершенствованием механизма кредитования банков посредством регулирования отраслевой концентрации кредитных рисков, в т.ч. и в нормативно-законодательной части. Положения о регулировании рисков кредитования в нашей стране определены нормативно-правовыми актами Национального банка Украины [1, Ст. 2]. Так, Законом Украины "О Национальном банке Украины" установлено, что Национальный банк Украины определяет размеры, порядок формирования и использования резервов банков для покрытия возможных потерь по кредитам (Ст. 59). Также для защиты интересов вкладчиков и кредиторов, обеспечения финансовой устойчивости банков разработаны обязательные экономические нормативы, с помощью которых осуществляется контроль за рисками, связанными, в том числе, и с предоставлением кредитов (Ст.58). Статья 44 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" раскрывает аспекты управления рисками. В частности, в ней говорится о том, что в обязанности специально созданного банком и постоянно действующего отдела по вопросам анализа и управления рисками входит расчет и установление:
Также с целью управления рисками банками создаются постоянно действующие комитеты: кредитный комитет – для проведения оценки качества активов банка и подготовки предложений по формированию резервов на покрытие возможных убытков от их обесценивания; комитет по вопросам управления активами и пассивами – для рассмотрения себестоимости пассивов и прибыльности активов, принятия решений относительно политики процентной маржи, рассмотрения вопроса соответствия срочности активов и пассивов, предоставления соответствующим подразделениям банка рекомендаций по устранению возникающих расхождений; тарифный комитет – для анализа соотношения себестоимости услуг и рыночной конкурентоспособности действующих тарифов, проведения политики банка по вопросам операционных доходов. Основные нормативно-правовые документы по регулированию рисков кредитования отражены в табл. 1. Таблица 1
Для сближения банковской системы Украины с международными стандартами и повышения её стабильности Национальной банк Украины прилагает усилия по внедрению документа Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II) и формированию нормативно правовой базы согласно международным стандартам. Однако, как отмечают специалисты, документ, призванный усовершенствовать соглашение о международном сближении методов оценки банковской деятельности, грозит серьезными последствиями для отечественной экономики и банковского сектора: вместо развития кредитования средства банков пойдут на выполнение требований новых стандартов; следуя мировым тенденциям, "украинские банки могут постепенно повышать ставки по кредитам, не желая лишаться привычной маржи, а учитывая традиционно высокую стоимость кредитных средств в Украине, использовать отечественных заемщиков для "подпитки" капитала. Последнее, к сожалению, не облегчит жизнь украинским предприятиям, обескровленным кризисом и рассчитывающим на доступные заемные средства для развития производства" [2, с. 5]. Стоит обратить внимание на то, что согласно положениям "Базеля ІІ" разработаны новые требования к управлению риском. В настоящее время законодательно установлено несколько подходов к оценке кредитного риска. Стандартный подход разработан для банков, которые осуществляют менее сложные формы заимообразных операций и кредитного андерайтинга, а также имеют более простые структуры внутреннего контроля. Такие банки могут использовать внешние источники оценки кредитного риска для определения кредитоспособности заемщиков с целью поддержания капитала на уровне, необходимом наблюдательным органам. Например, использовать рейтинги, присвоенные такими агентствами, как Moody's Investors Services и Standard & Poor's. Базовый подход на основе внутренних рейтингов позволяет банкам самостоятельно проводить расчет вероятности дефолта для своих заемщиков, а затем использовать данные, которые предоставляются органами банковского надзора относительно убытков в случае дефолта, риска потенциальных убытков в случае дефолта и срока погашения для расчета требований по капиталу. Усовершенствованный подход на основе внутренних рейтингов основан на использовании собственных оценок банков. Для этого им необходимо собрать данные за несколько прошлых лет о состоянии своих заемщиков и показать наблюдательным органам надежность и стабильность своих рейтинговых оценок. Это требует много времени и финансов. Поэтому совсем небольшое количество крупных банков будут иметь возможность использовать усовершенствованный подход на основе внутреннего рейтинга [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Таким образом, Базель II нацеливает банки на совершенствование и использование более сложных и точных систем оценки рисков, а также на осуществление более эффективных процессов контроля за принятыми рисками. Именно слишком сложные формулы оценки риска являются по оценкам международных экспертов главным недостатком этой системы. Чтобы минимизировать отвлечение средств на возможные потери по ссудам, банки будут пытаться занизить оценки рисков. В такой ситуации явное преимущество получат крупные банки, которые смогут получить доступ к использованию усовершенствованного подхода и иметь возможность совершать определенные манипуляции. Что же касается регулирования рисков кредитования отраслей экономики, то следует сказать, что отдельных документов, регламентирующих деятельность банка в отношении отраслевых рисков, в законодательстве Украины не предусмотрено, существуют методики, направленные на анализ отраслевой концентрации кредитных портфелей банков. Поэтому необходимым направлением дальнейших исследований является оценка таких методик, выявление их преимуществ и недостатков с целью разработки рекомендаций по совершенствованию нормативной базы регулирования рисков кредитования отраслей экономики Украины.
Литература
|