Каталог статей | ||||||||
К.э.н., доцент Алтынникова
Л.А., к.э.н. Кузнецова
Совершенствование методики распределения финансовой помощи муниципальным образованиямПерераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, как и в целом межбюджетные отношения, должно основываться на следующих основных принципах;
При распределении финансовой помощи между районами органы власти субъекта Федерации должны исходить из того, что каждый житель испытывает примерно одинаковые потребности в бюджетных расходах и имеет право претендовать на одинаковый уровень предоставления услуг со стороны органов власти. Однако предоставление ряда услуг не распределяется равномерно на все группы населения. Так, например, потребителями расходов по статье "образование" на муниципальном уровне являются дети в возрасте до 17 лет, а в услугах здравоохранения в большей степени нуждаются дети и пожилые люди. Учет возрастной структуры населения позволяет принять во внимание различия расходных потребностей местных органов власти при обеспечении различных возрастных групп населения определенными видами услуг. В связи с этим предлагается расходные потребности муниципалитетов на исполнение собственных полномочий рассчитывать отдельно по трем категориям расходов: на образование, здравоохранение и прочие расходы, расчет численности потребителей по которым приводится в таблице 1. Таблица 1 – Потребители услуг, предоставляемых местными органами власти
В данной методике предполагается, что спрос на услуги, отнесенные к категории "прочие", равномерно распределен по всем категориям населения. При необходимости из этой группы можно выделить и другие услуги, ориентированные не на всех жителей, а на более узкий круг потребителей. Например, потребителями услуг по статье "социальная политика" является население с низкими уровнями доходов, инвалиды и престарелые. Поэтому, имея соответствующе статистику, можно рассчитать нормативный объем расходов по каждой статье на одного потребителя этой категории. Кроме того, при расчете расходных потребностей в регионе на душу населения необходимо учесть, социальные нормы и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности. Данные нормативы устанавливаются в интегрированном порядке и дифференцированном виде для различных регионов. Основными объектами государственной социальной стандартизации является оплата труда, государственные пенсии, пособия и другие социальные выплаты, льготные бесплатные социальные услуги и другие гарантии социальной защиты. Государственные социальные минимальные стандарты включают:
При составлении бюджета каждому распорядителю бюджетных средств устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг на основе законодательно утвержденных минимальных социальных стандартов. Также при определении расходных потребностей муниципального образования, необходимо определить приоритетные направления расходов в силу природно-климатического, социального, поло-возрастного положения как муниципального образования так и в муниципальном образовании. Рассчитав оценку размера расходных потребностей муниципалитетов, необходимо решить вопрос обеспечения этих потребностей доходами. Методика предлагает измерять доходные возможности муниципалитетов не на основе оценки фактических налоговых поступлений в планируемом году, а на основе доходного потенциала их территорий. Показатель доходного потенциала отражает возможность мобилизации бюджетных доходов на данной территории, исходя из имеющейся доходной базы. Подходы к оценке доходной базы могут быть различными. Фактические данные о налоговых поступлениях не отражают потенциальные возможности местных органов власти генерировать бюджетные доходы и прилагать налоговые усилия. Расчет поступлений производится на основании формул, полученных с помощью регрессионной оценки зависимости налоговых доходов от групп факторов, определяющих среднедушевую величину налогового потенциала в регионе. Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по области) количественная оценка возможностей экономики района, с учетом ее уровня и структуры развития, генерировать налоговые доходы, поступающие в консолидированный бюджет области. Сопоставление фактически собранный налоговые доходы с налоговым потенциалом позволяет получить оценку налоговых усилий каждого муниципалитета – для этого нужно разделить фактически собранные налоговые доходы на величину валовых налоговых ресурсов. Причем необходимо отметить, с одной стороны, выделение финансовой помощи должно обеспечивать населению муниципальных образований равные возможности в потреблении социально значимых услуг, с другой стороны, не должно порождать иждивенческие тенденции в развитии муниципальных образований. |