Каталог статей

Тахтарова Е.В.
Научный руководитель: Коновал А.А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Проблемы создания благоприятного инвестиционного климата в Украине

Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе.

Следует отметить, что существует достаточно широкий спектр как определений инвестиционного. Понятие "инвестиционный климат" применимо преимущественно для рыночной экономики, когда хозяйственная среда не поддается прямому управлению. Оно является наиболее общим критерием для размещения инвестиционных ресурсов. Инвестиционный климат складывается из совокупности экономических, социальных, политических, правовых и даже культурных условий, обеспечивающих привлекательность вложений в ту или иную область экономики, в конкретные предприятие, город, регион или страну.

Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них со стороны общества на:

  • объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и др.);
  • субъективные (связанные с управлением деятельностью людей).

В настоящее времы климат Украины является скорее неблагоприятным. Рассмотрим проблемы, которые возникают на пути создания благоприятного климата для инвестиций.

После того, как Украина стала независимой, чрезвычайно выросла актуальность изучения проблем, связанных с инвестированием развития экономики нового государства. Если есть инвестиции (а они есть тогда, когда в стране имеет место благоприятный инвестиционный климат), то возможно спрогнозировать тенденции социально-экономического развития национального хозяйственного комплекса, которые являются залогом не только экономической, но и политической независимости.

Отметим, что в связи с неустойчивым инвестиционным климатом в современной Украине управления инвестиционными процессами в Украине является чрезвычайно сложным, потому что инвестиционная деятельность в условиях кризиса является слабой; инвестиционная политика - нестабильной, что связано с законодательной базой и налоговой политикой, а инвестиционный менеджмент - инерционным.

Управление инвестиционными процессами, его укрепление, развертывание и последующее развитие следует начинать с кардинального улучшения инвестиционного климата, то есть из существенного повышения инвестиционной привлекательности территории Украины в целом, которое зависит от быстрого обеспечения стабильности законодательной базы, улучшение налоговой политики путем снижения налогов и уменьшения пошлины, усиление борьбы с преступностью и сокращением ограничений относительно частной собственности иностранцев. Кроме того, необходимо учитывать региональные особенности и отличия относительно инвестиционной привлекательности.

Учитывая современное состояние экономического потенциала и ограниченные внутренние инвестиционные возможности на протяжении всего периода трансформации экономики, государство пыталось создать благоприятные условия для развития инвестиционного климата. Был осуществлен переход к управлению инвестициями на базе рыночных отношений, сформирована многосекторная система капитального строительства и усовершенствована нормативно-правовая регуляция.

Статистические данные за последние несколько лет свидетельствуют, что наметился стойкий рост объемов прямых иностранных инвестиций в экономику нашего государства. В первом полугодии в 2009 г. больше всего вырос капитал нерезидентов из Кипра - на 432,6 млн. дол., Франции - на 361,6 млн. дол, Российской Федерации - на 101,5 млн. дол., Польши - на 26,6 млн. дол., Дании - на 20,4 млн. дол.

Многие потенциальные инвесторы заинтересованы в рынке Украины, в ее ресурсах, квалифицированной рабочей силе, однако не спешат сделать решительный шаг. Потенциальные американские инвесторы остерегаются влиянию таких негативных факторов как избыточная регуляция; сложные и высокие налоги; законы, которые могут измениться; невозможность выполнять контракты. Все это создает неблагоприятную среду для бизнеса и инвестиций. Украинские предприниматели называют тот же список негативных факторов.

Действительно, фискальная структура является выдающимся фактором, хотя часто уровень налогообложения не считают важнейшим фактором. Такие страны, как Нидерланды, Швеция и Дания известны своим высоким уровнем налогообложения, однако они не испытывают недостатка инвестиций. Важнейшей для инвестора является ясность, прозрачность и предсказуемость. Неясные или противоречивые законы влекут конфликты с налоговыми инспекторами. В худшем случае это приводит к коррупции со стороны налогового инспектора, компании или из обеих сторон вместе. Но даже без коррупции непредсказуемо высокие налоги значат большой риск, низкие прибыли и неблагоприятный инвестиционный климат.

Для повышения эффективности использования государственных инвестиций в Украине целесообразно:

  • внедрить порядок заключения контрактов на сооружение объектов только за результатами конкурсов;
  • внедрить ответственность за нарушение условий контракта на строительство объектов, которое осуществляется за счет Госбюджета Украины;
  • перейти от безвозвратного бюджетного финансирования инвестиций в производственной сфере к их кредитованию.

Таким образом, нужно реально оценивать внутренние и внешние факторы развития Украины, учитывая как ее реальные возможности, так и отношения к ней в мире. Для этого необходимо способствовать улучшению инвестиционного режима, усовершенствовать государственную регуляцию инвестиционной деятельности, создать нормативную базу, какая бы обеспечила соответствующие предпосылки и гарантии, благодаря которым инвесторы могут быть уверенными в завтрашнем дне.