Каталог статей |
К.э.н. Конобеева О.Е.
Конкуренция: системное управление в условиях кризисаОказывая управляющее воздействие на формирование и поддержание факторов и показателей конкурентоспособности экономической системы, необходимо обеспечивать развитие в ней устойчивых конкурентных преимуществ высокого уровня, в том числе в процессе производства конкурентоспособных товаров или оказания услуг, особенно в условиях экономического кризиса. Процесс управления основан на взаимодействии объекта управления и управляющей подсистемы, заключающийся в обмене информационными, энергетическими и финансовыми потоками между собой, внутренней и внешней средой. Системное управление конкурентоспособностью предполагает:
Целью системного управления конкурентоспособностью является повышение эффективности деятельности предприятия на основе разработки механизма комплексной оценки и обоснованности всех принимаемых управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности фирмы. Принципы системного анализа базируются на целостном представлении исследуемых объектов, поскольку система определяется объектами, свойствами и связями. Важным моментом системы управления конкуренцией является корректный выбор объектов управления, в качестве которых можно выделить следующие функциональные подсистемы: маркетинговая, производственно-техническая, финансово-экономическая, инвестиционно - инновационная, информационная, трудовых и интеллектуальных ресурсов, управляющая. Понятно, что каждая подсистема управления характеризуется своими факторами и показателями, воздействуя на которые можно достичь роста конкурентоспособности предприятия. Важной целью функционирования системы управления конкуренцией является обеспечение интегрального показателя конкурентоспособности или поддержание на определенном уровне локальных показателей конкурентоспособности функциональных подсистем. В этом случае управление осуществляется на основе оптимизации всех этих показателей, являющихся локальными по отношению к общей цели. Базовыми показателями могут выступать среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия, эталонные показатели потребителя к товару, показатели оцениваемого предприятия за прошедшие периоды времени. Для этого проводится анализ факторов внутренней и внешней среды, а также сильных и слабых сторон конкурентов. Управляющая система, т.е. стратегический менеджмент организации, рассматривает влияние этих факторов на организацию бизнеса в условиях кризиса. Обеспечение оптимального, сбалансированного функционирования всех подсистем управления, является главным моментом в системном управлении конкуренцией. Только в этом случае достигается синергетический эффект и устойчивые конкурентные преимущества всей экономической системы. Управляющая подсистема занимается изучением всего комплекса указанных вопросов и управлением состоянием функциональных подсистем, она предназначена для эффективного и оперативного управления конкурентоспособностью предприятия. Внедрение системы управления конкурентоспособностью предприятия базируется на общих принципах внедрения инновационных проектов. Она органично встраивается в существующую систему управления в целостном виде или поэтапно на основе развития и совершенствования функциональных подсистем управления конкурентоспособностью. Проблема конкурентоспособности важна для экономики страны, особенно, если она тесно интегрирована в мировое хозяйство и активно занимается поиском путей выхода страны и всего мирового сообщества из финансово-экономического кризиса. По мере индустриального развития конкурентоспособность менялась и сегодня это синтез сравнительных национальных и конкурентных преимуществ. Сочетание сравнительных национальных и конкурентных преимуществ теоретически позволяет стране находиться на вершине международных рейтингов конкурентоспособности. Но с Россией дело обстоит не так. При оценке конкурентоспособности ее рассматривают на трех уровнях: глобальном, межстрановом и микроуровне (на уровне фирм). По данным Всемирного экономического форума, из общего числа взятых для международных сопоставлений стран, Россия в целом по уровню глобальной конкурентоспособности занимает одно из последних мест. Концепция национальной конкурентоспособности – способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других странах при повышении уровня жизни населения и соблюдении международных экологических стандартов. Здесь велика роль антимонопольной политики, государственной поддержки конкурентной среды, конкурентоспособность предпринимателей. В России происходит переход к такой стратегии, решаются проблемы непрозрачности отношений государства и бизнеса, разработана надежная законодательная база, гарантирующая нормальное функционирование здоровой конкурентной среды и осуществляется строгий контроль за ее исполнением со стороны соответствующих органов власти. Конкурентоспособность на микроуровне связана с такими главными факторами, как: ресурсы, внешняя конкуренция, спрос и межотраслевые связи. Необходимо подчеркнуть роль внутрифирменного маркетинга и менеджмента, стратегии поведения, «качество предпринимательской среды», производительность труда и другие факторы эффективности производства. Сильными сторонами российских фирм эксперты Мирового экономического форума считают инновационный потенциал, товарный дизайн, наличие технологических цепочек, объединяющих разные предприятия в одной производственной системе. В дополнение к публиковавшимся ранее рейтингам по позиции «технология» введен новый индекс конкурентоспособного роста, называемый индексом инновационной способности экономики, который измеряет способность национальной экономики к устойчивому экономическому росту в среднесрочной перспективе (ближайшие 5 лет), принимая во внимание текущий уровень экономического развития. Индексы GCI показывают, что экономика России попадает в группу стран с низким уровнем развития, однако при всех потерях последних лет Россия сохраняет целый ряд преимуществ в ключевых сферах, включая лидерство в ряде научных областей, научные школы и традиции, опыт реализации исследовательских проектов. Слабыми сторонами отечественных предприятий считают плохую ориентацию на потребителя, включая маркетинг и низкое качество производственного процесса. Большая часть российской промышленной продукции конкурентоспособна только на рынках своей страны, затем стран СНГ и далее Центрально и Восточной Европы, Западной Европы и Северной Америки. Многие российские предприятия боятся жесткой конкуренции на западных рынках и придерживаются импортозамещающей концепции развития, предпочитают держаться за те отечественные рыночные ниши, где спокойно. С целью создания благоприятного климата для повышения конкурентоспособности российских предприятий необходимо:
Нам нужны современная конкурентная среда и реальная государственная поддержка. Для этого необходимо сформировать эффективный фондовый рынок и финансово-банковскую систему, наладить инвестиционный процесс. В этой связи необходима адаптация отечественного промышленного производства к условиям сегодняшнего глубокого экономического кризиса. Прежде всего, это касается микроуровня экономического развития, где должна проводиться работа по анализу деятельности конкурентов, разработке стратегии конкурентного поведения на рынке и реализации разрабатываемых мероприятий в бизнес-плане предприятия. При этом, в создании конкурентной среды огромную роль может сыграть развитие структуры рынка, основанной на конкуренции крупных предприятий, но не препятствующая деятельности малых фирм. В связи с низкой капитализацией бизнеса в России именно технологии, основанные на интеграционных процессах, становятся главным инструментом, как инвестирования, так и конкуренции предприятий. Объединения предприятий пока сосредоточены в основном в перерабатывающей и добывающей промышленности, но концентрация экономики усиливается и в других отраслях. Отсюда, необходима мобилизационная экономическая политика, предполагающая не только твёрдую защиту законно приобретённых прав частной и государственной собственности, развитие конкуренции, пресечение организационных монополий в производстве, но и меры по защите внутреннего рынка и повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, проведению активной промышленной, структурной и научно-технической политики. Российский опыт свидетельствует, что в настоящее время системный подход к управлению предприятием является важным фактором повышения конкурентоспособности промышленного сектора экономики. Существует необходимость проведения государственной политики проектирования создания промышленных структур с заданным типом конкурентной стратегии. Промышленное предприятие должно задействовать в процесс разработки стратегии развития технический и технологический аспекты. Проблема разработки программ развития взаимоувязывается нами с осуществлением мониторинга исследования, регулирования и стимулирования развития рыночной конкуренции в сфере производства на региональном уровне. Литература:
|