Каталог статей |
К.э.н. Конобеева О.Е.
Оказывая управляющее воздействие на
формирование и поддержание факторов и показателей конкурентоспособности экономической
системы, необходимо обеспечивать развитие в ней устойчивых конкурентных
преимуществ высокого уровня, в том числе в процессе производства
конкурентоспособных товаров или оказания услуг, особенно в условиях
экономического кризиса.
Процесс управления основан на
взаимодействии объекта управления и управляющей подсистемы, заключающийся в
обмене информационными, энергетическими и финансовыми потоками между собой,
внутренней и внешней средой.
Системное управление
конкурентоспособностью предполагает:
Целью системного управления
конкурентоспособностью является повышение эффективности деятельности
предприятия на основе разработки механизма комплексной оценки и обоснованности
всех принимаемых управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности
фирмы.
Принципы системного анализа базируются на
целостном представлении исследуемых объектов, поскольку система определяется
объектами, свойствами и связями. Важным моментом системы управления
конкуренцией является корректный выбор объектов управления, в качестве которых
можно выделить следующие функциональные подсистемы: маркетинговая,
производственно-техническая, финансово-экономическая, инвестиционно -
инновационная, информационная, трудовых и интеллектуальных ресурсов,
управляющая.
Понятно, что каждая подсистема управления
характеризуется своими факторами и показателями, воздействуя на которые можно
достичь роста конкурентоспособности предприятия.
Важной целью функционирования системы
управления конкуренцией является обеспечение интегрального показателя
конкурентоспособности или поддержание на определенном уровне локальных
показателей конкурентоспособности функциональных подсистем. В этом случае
управление осуществляется на основе оптимизации всех этих показателей,
являющихся локальными по отношению к общей цели.
Базовыми показателями могут выступать
среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия,
эталонные показатели потребителя к товару, показатели оцениваемого предприятия
за прошедшие периоды времени. Для этого проводится анализ факторов внутренней и
внешней среды, а также сильных и слабых сторон конкурентов. Управляющая
система, т.е. стратегический менеджмент организации, рассматривает влияние этих
факторов на организацию бизнеса в условиях кризиса.
Обеспечение оптимального, сбалансированного
функционирования всех подсистем управления, является главным моментом в
системном управлении конкуренцией. Только в этом случае достигается
синергетический эффект и устойчивые конкурентные преимущества всей
экономической системы. Управляющая подсистема занимается изучением всего комплекса
указанных вопросов и управлением состоянием функциональных подсистем, она
предназначена для эффективного и оперативного управления конкурентоспособностью
предприятия.
Внедрение системы управления
конкурентоспособностью предприятия базируется на общих принципах внедрения
инновационных проектов. Она органично встраивается в существующую систему управления в целостном виде или поэтапно
на основе развития и совершенствования функциональных подсистем управления
конкурентоспособностью.
Проблема конкурентоспособности важна для экономики страны,
особенно, если она тесно интегрирована в мировое хозяйство и активно занимается
поиском путей выхода страны и всего мирового сообщества из
финансово-экономического кризиса. По мере индустриального развития конкурентоспособность
менялась и сегодня это синтез сравнительных национальных и конкурентных
преимуществ. Сочетание сравнительных национальных и конкурентных преимуществ
теоретически позволяет стране находиться на вершине международных рейтингов
конкурентоспособности. Но с Россией дело обстоит не так.
При
оценке конкурентоспособности ее рассматривают на трех уровнях: глобальном,
межстрановом и микроуровне (на уровне фирм).
По
данным Всемирного экономического форума, из общего числа взятых для
международных сопоставлений стран, Россия в целом по уровню глобальной
конкурентоспособности занимает одно из последних
мест.
Концепция
национальной конкурентоспособности – способность национальной экономики
производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и
услугами, производимыми в других странах при повышении уровня жизни населения и
соблюдении международных экологических стандартов. Здесь велика роль
антимонопольной политики, государственной поддержки конкурентной среды,
конкурентоспособность предпринимателей.
В
России происходит переход к такой стратегии, решаются проблемы непрозрачности
отношений государства и бизнеса, разработана надежная законодательная база,
гарантирующая нормальное функционирование здоровой конкурентной среды и
осуществляется строгий контроль за ее
исполнением со стороны соответствующих органов власти.
Конкурентоспособность
на микроуровне связана с такими главными факторами, как: ресурсы, внешняя
конкуренция, спрос и межотраслевые связи. Необходимо подчеркнуть роль
внутрифирменного маркетинга и менеджмента, стратегии поведения, «качество
предпринимательской среды», производительность труда и другие факторы
эффективности производства. Сильными сторонами российских фирм эксперты
Мирового экономического форума считают инновационный потенциал, товарный
дизайн, наличие технологических цепочек, объединяющих разные предприятия в
одной производственной системе.
В дополнение к
публиковавшимся ранее рейтингам по позиции «технология» введен новый индекс
конкурентоспособного роста, называемый индексом инновационной способности
экономики, который измеряет способность
национальной экономики к устойчивому экономическому росту в среднесрочной
перспективе (ближайшие 5 лет), принимая во внимание текущий уровень
экономического развития.
Индексы GCI показывают, что экономика
России попадает в группу стран с низким уровнем развития, однако при всех
потерях последних лет Россия сохраняет целый ряд преимуществ в ключевых сферах,
включая лидерство в ряде научных областей, научные школы и традиции, опыт реализации
исследовательских проектов.
Слабыми
сторонами отечественных предприятий считают плохую ориентацию на потребителя,
включая маркетинг и низкое качество производственного процесса. Большая часть
российской промышленной продукции конкурентоспособна только на рынках своей
страны, затем стран СНГ и далее Центрально и Восточной Европы, Западной Европы
и Северной Америки. Многие российские предприятия боятся жесткой конкуренции на
западных рынках и придерживаются импортозамещающей концепции развития, предпочитают держаться за те отечественные рыночные
ниши, где спокойно.
С
целью создания благоприятного климата для повышения конкурентоспособности
российских предприятий необходимо:
Нам
нужны современная конкурентная среда и реальная государственная поддержка. Для
этого необходимо сформировать эффективный фондовый рынок и финансово-банковскую
систему, наладить инвестиционный процесс.
В этой связи необходима адаптация отечественного промышленного
производства к условиям сегодняшнего глубокого экономического кризиса. Прежде всего, это касается микроуровня
экономического развития, где должна проводиться работа по анализу деятельности
конкурентов, разработке стратегии конкурентного поведения на рынке и реализации
разрабатываемых мероприятий в бизнес-плане предприятия. При этом, в создании
конкурентной среды огромную роль может сыграть развитие структуры рынка,
основанной на конкуренции крупных предприятий, но не препятствующая
деятельности малых фирм.
В связи с низкой капитализацией бизнеса в России именно технологии,
основанные на интеграционных процессах, становятся главным инструментом, как
инвестирования, так и конкуренции предприятий. Объединения предприятий пока
сосредоточены в основном в перерабатывающей и добывающей промышленности, но
концентрация экономики усиливается и в других отраслях.
Отсюда, необходима мобилизационная экономическая политика,
предполагающая не только твёрдую защиту законно приобретённых прав частной и
государственной собственности, развитие конкуренции, пресечение организационных
монополий в производстве, но и меры по защите внутреннего рынка и повышению
конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, проведению активной
промышленной, структурной и научно-технической политики.
Российский опыт
свидетельствует, что в настоящее время системный подход к управлению
предприятием является важным фактором повышения конкурентоспособности
промышленного сектора экономики. Существует необходимость проведения
государственной политики проектирования создания промышленных структур с
заданным типом конкурентной стратегии. Промышленное предприятие должно
задействовать в процесс разработки стратегии развития технический и
технологический аспекты. Проблема разработки программ развития
взаимоувязывается нами с осуществлением мониторинга исследования, регулирования
и стимулирования развития рыночной конкуренции в сфере производства на
региональном уровне.
Литература:
|