Каталог статей |
Ким Т.А. Таразский инновационно - гуманитарный университет, Тараз, Казахстан Влияние национальной банковской системы Республики Казахстан на развитие малого и среднего бизнесаВоздействие государства на банковские секторы осуществляется путем формирования нормативной базы деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг, а также с помощью контроля, исполняя требования законодательных и иных нормативных правовых актов. Президент Республики Казахстан рассматривает процессы реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны, который поможет РК уйти от роли международного поставщика сырья и обеспечить диверсификацию своей экономики на основе передовых технологий [1]. Обеспечить решение этих задач в условиях рыночной экономики невозможно без мощной, развитой, независимой национальной банковской системы. Мировой опыт показывает, что развитие банковской системы приобретает стратегический характер. Это вопрос сохранения Республики Казахстан как экономически независимого государства и обеспечения ее экономического и политического суверенитета. От конкурентоспособной, обеспеченной ресурсами банковской системы зависит развитие человеческого потенциала государства, развитие национальной экономики, в первую очередь, обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, обеспеченность казахстанцев качественным жильем, формирование конкурентоспособной системы образования. Вместе с тем, национальная банковская система должна быть адекватной масштабам нашей страны, причем как по общему объему предоставляемых финансовых средств, так и по способности дойти до каждого региона, участка производства, любого человека. Определяющее влияние на функционирование банковской системы в настоящее время и в ближайшей перспективе окажет разработка Национальным банком и правительством новой концепции государства в отношении банковского сектора: продолжение и постоянное совершенствование финансового механизма поддержки банков. Банковская система Республики Казахстан, как и любой другой страны, неизбежно должна отличаться национальным своеобразием, особенностями, отражающими ее соответствие историческим традициям, текущим условиям и задачам экономики, потребностям обеспечения безопасности страны в широком смысле слова. Конечной целью совершенствования банковской системы Казахстана следует считать улучшение показателей ее эффективности, устойчивости и цивилизованности. Существенно дополняющим моментом успешного развития банковского сектора РК, должен быть коренной пересмотр вопроса концепции денежно-кредитной политики (ДКП), государственного надзора и антимонопольного регулирования деятельности банков второго уровня [2, c.256]. Так, создаваемая в Республике Казахстан кредитно-банковская система изначально не была нацелена на выполнение функций, присущих современным банковским системам: создание надежных каналов денежного обращения, обслуживание хозяйственного оборота, трансформацию сбережений в ссудный капитал и перераспределение его между отраслями народного хозяйства, стимулирование накоплений. Главная проблема до настоящего времени состояла в следующем:
Объем кредитов банкам должен составлять значительную долю (10-15%) активов Национального Банка Республики Казахстан [3, c.143-146]. В рефинансировании коммерческих банков со стороны Национального Банка Республики Казахстан большую роль может сыграть долгосрочный (3, 5 и более лет), целевой инвестиционный кредит под относительно низкий процент. С тем, чтобы коммерческие банки, добавив минимально необходимую маржу, предоставляли этот валютный низкопроцентный кредит предприятиям и организациям для массовой замены устаревшего оборудования под конкретные проекты приобретения новых технологических систем. В этом случае у коммерческих банков появилась бы большая заинтересованность в заимствовании у Национального Банка больше, чем у западных финансовых институтов. Развитие инструментов рефинансирования решили бы, на какой стадии решения находятся проблемы импорта замещения, а это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на стабильность национальной валюты. В условиях дефицита ликвидности коммерческих банков Национальный Банк Республики Казахстан вынужден активно помогать за счет золотовалютных резервов коммерческим банкам для погашения их обязательств в иностранной валюте. В связи с этим, политика Национального Банка Республики Казахстан не совсем эффективна. Не используется инструмент селективного кредитования экономики через коммерческие банки. Национальный банк выделяет финансовые ресурсы на поддержание ликвидности отдельных банков в условиях нестабильности финансового рынка. В этом случае существует зависимость экономики от внешнеэкономической деятельности (импорта). Таким образом, механизм рефинансирования банков, существующий в настоящее время в Казахстане, нуждается в коренном реформировании. Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта. Субъекты малого предпринимательства играют ключевую роль в динамичном развитии экономики. В странах с развитой рыночной экономикой доля малых и средних предприятий в производственной деятельности составляет по количеству занятых: в США – 62,2%, в Японии – 71,8%, в Южной Корее – 64% от численности трудоспособного населения. По оценкам экспертов, сегодня исламский банкинг развивается со скоростью в среднем 10-15% в год, то есть является одним из самых динамично растущих. В мире действует около 300 исламских банков более чем в 51 стране с совокупным капиталом, превышающим 700 млрд. долларов. По оценкам некоторых специалистов, ожидается, что к 2013 году активы исламских банков будут стоить уже 1 трлн. долларов [4]. Основными причинами такого бурного развития являются значительный приток нефтедолларов в мусульманских странах, обеспечивающий большое количество временно свободной ликвидности, не перенаправленной на финансирование инвестиционных проектов внутри этих стран, и интенсивное развитие финансовой инфраструктуры путем создания финансовых центров в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии. Высокая ликвидность и рост качества финансовой инфраструктуры в этих странах стимулируют инвестиции свободных ресурсов в проекты за рубежом. Более высокую ликвидность в условиях кризиса исламские финансовые инструменты демонстрируют в связи с рядом особенностей и принципов, отсутствующих в работе традиционных финансовых институтов. В качестве преимущества можно назвать особую социальную ответственность исламских финансовых институтов перед сообществом: благотворительность, борьба с бедностью, морально-этическая сторона бизнеса (в т.ч. беззалоговое финансирование, отсутствие штрафов, возможности отсрочки и списания долгов). Первым государством на территории СНГ и Центральной Азии, предпринявшим меры по внедрению исламского финансирования на законодательном уровне, стал Казахстан. Сегодняшняя законодательная база позволяет обращение в стране основных исламских финансовых инструментов, предусматривающих финансирование проектов, держание счетов клиентов, доверительное управление средствами клиента, выпуск исламских ценных бумаг. Созданию условий для функционирования исламских финансовых организаций в Казахстане уделяется большое внимание, в том числе в связи с тем, что это способствует повышению инвестиционной привлекательности Регионального финансового центра Алматы (РФЦА), его становлению в качестве главного финансового центра Центрально-Азиатского региона. Ожидается, что внедрение в Казахстане исламского финансирования будет стимулировать деятельность предприятий через привлечение капитала и крупных мировых участников исламской финансовой индустрии для финансирования инвестиционных, крупных инфраструктурных проектов. Также в качестве перспектив видится развитие деятельности финансовых институтов через внедрение и повышение уровня ликвидности новых видов продуктов, развитие частного предпринимательства путем привлечения новых инвесторов. Вместе с тем стоит отметить, что, поскольку Казахстан является светским государством, исламское финансирование рассматривается в качестве альтернативы традиционным методам банковского дела, то есть за основу была принята дуалистическая модель развития. Исламские методы финансирования, войдя в мировой финансовый рынок, прочно заняли свою нишу, доказав свою состоятельность и способность работать во время глобального финансового кризиса. Одним из важных направлений антикризисной программы является поддержка малого и среднего бизнеса, на которую выделено 120 млрд. тенге, из которых 117 млрд. тенге размещены в БВУ, а 3 млрд. тенге зарезервированы в Фонде «Даму» для программы «Даму-колдау». На сегодняшний день из средств, предназначенных для кредитования МСБ через БВУ, освоено, или подписано договоров, на сумму 106,2 млрд. тенге., также были заключены договора с 2158 заемщиками, средний размер займов составляет 49,2 млн. тенге. В разрезе регионов наибольшая часть освоенных сумм приходится на города: Алматы, Астана, ВКО, Актюбинскую, Карагандинскую, Павлодарскую и Кустанайскую области. В отраслевом разрезе 43% средств приходится на торговлю, 30% – на услуги, около 10% – на промышленность. Доля выделенных средств на сельское хозяйство составляет около 7%. Необходимо отметить, что темпы освоения средств банками значительно превышают установленный план. Все банки демонстрируют высокие темпы освоения. Правительство Республики Казахстан продолжает заниматься поддержкой субъектов АПК за счет средств, выделенных в свое время АО «Самрук-Казына» на капитализацию в 2009 году в размере 24,4 млрд. тенге в рамках Плана первоочередных действий Правительства. Из данных средств 13 млрд. тенге были размещены на депозиты еще в прошлом году. В 2010 г. Правительством РК размещены дополнительные депозиты в АО «БТА банке» на сумму 7 млрд. тенге на кредитование 6 субъектов, занятых переработкой зерна и производством муки и переработкой мясной продукции. В банке находятся на рассмотрении еще ряд заявок. По результатам их рассмотрения будет размещена оставшаяся часть суммы в размере 4 млрд. тенге [5]. Президент Казахстана положительно оценил проекты Налогового и Бюджетного кодексов, а также проект республиканского бюджета на 2009 - 2011 годы. В рамках реформирования налоговой политики были снижены ставки корпоративного подоходного налога (КПН) в последующие три года. Ставка корпоративного подходного налога, согласно кодексу, была плавно снижена с текущей 30% до 20%. Снижение ставки КПН способствовала модернизации экономики, частичному выходу бизнеса из "тени" и позволила улучшить бизнес-климат внутри страны. Изменения по КПН коснулись не только его ставки, но также исчисления КПН были адаптированы к международным стандартам финансовой отчетности, что позволило, достаточно точно определять размер налоговой базы и оптимизировать налоговую отчетность по КПН. Предусматривается целый ряд инициатив по оптимизации налоговой отчетности, сокращению частоты ее предоставления, внедрению системы управления рисками как эффективного инструмента налогового контроля. Новый Налоговый кодекс способствует модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из "тени", а также приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Новый проект Налогового кодекса поможет существенно снизить нагрузку на бизнес, особенно на МСБ, работающий в не сырьевых секторах. Что позволит в условиях снижения ликвидности дополнительно высвободить для бизнеса около 300 млрд. тенге, которые он сможет инвестировать в экономику. Для эффективного использования вкладываемых средств необходимо улучшить эффективность капиталовложений в развитие сферы малого предпринимательства. Количество убыточных предприятий малого предпринимательства в Казахстане находится на высоком уровне по сравнению с другими развивающимися странами. К примеру, в России количество убыточных СМП составляет 30%, в Казахстане более 40%. Практически половина предприятий малого бизнеса в Казахстане во всех отраслях экономики являются убыточными. Отсутствие прозрачной структуры затрат СМП, а также расчетов рентабельности действующих СМП не позволяет реально оценить эффективность затрачиваемых средств государственного бюджета. Министерством экономики и бюджетного планирования был проведен анализ 4892 республиканских и коммунальных предприятий, в результате которого было выявлено что, во-первых, данные предприятия в основном осуществляют предпринимательскую деятельность, не свойственную госпредприятиям. При этом, определяют стоимость работ и услуг не соразмерно стоимости понесенных затрат, что приводит к убыточности и большой кредиторской задолженности перед банками, налогами и зарплате работников. Также на предприятиях полностью отсутствуют планы развития и не применяются меры по их финансовому оздоровлению. Программа «Дорожная карта бизнеса – 2020» (далее - Программа) разработана для реализации послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Программа является одним из механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана до 2014 года. Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в не сырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Программа реализуется в трех направлениях: 1) «Поддержка новых бизнес - инициатив» - предусматривает оказание государственной поддержки при реализации проектов в не сырьевых секторах экономики в соответствии с приоритетами Государственной программы по форсированному индустриально – инновационному развитию РК на 2010-2014годы, утвержденные Указом Президента РК от 2010 года. 2) «Оздоровление предпринимательского сектора». В рамках оздоровления может оказываться следующая поддержка: субсидирование должнику процентной ставки, предоставление должнику отсрочки по выплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и др. 3) «Снижение валютных рисков предпринимателей». Государственная поддержка будет оказываться через субсидирование процентной ставки по имеющимся кредитам банков. Дорожная карта бизнеса – 2020 открывает новые возможности, как для предпринимательства, так и для банков инвесторов по финансированию не сырьевых проектов. «Правительство совместно с акиматами должно разработать в рамках трехлетнего бюджета общие лимиты финансирования в разбивке по годам основанные на расчетах экономического потенциала каждого региона» [1]. «Правительство делает все возможное, чтобы отечественный бизнес получил свежие силы в своем посткризисном движении», - сказал Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана [1].
Список использованной литературы
|