Каталог статей |
Гребнева
В.С.
Ребрендинг при слияниях и поглощенияхС ростом и развитием экономики потребителям предоставляется все больший выбор товаров и услуг. Во многих секторах решение о покупке давно уже не принимается исходя из доступности услуги или наличия товара на полках. Выбор в пользу того или иного бренда часто принимается за счет потребительского представления о товаре/услуге или путем сравнения существующих на рынке предложений. Украина, двигаясь по пути экономического роста и развития среднего класса, переживает те же тенденции, что и западные страны, одна из которых — сдвиг фокуса с производства и дистрибуции на брендинг. Кроме того, большая часть украинского бизнеса открывается иностранным компаниям, которые стремятся выйти сюда за счет слияний и поглощений.[1] В ситуации слияния или поглощения компаний возникает вопрос о том, какой бренд следует использовать новой компании: приобретенный или существующий, оба, или создать новый? На этот вопрос нет единого правильного для всех случаев ответа, однако следует выделить наиболее важные аспекты и вопросы, обсудив которые, можно получить достаточно оснований для принятия осмысленного решения. Брендинг играет особо важное значение в процессе слияний и поглощений, когда речь идет о бизнесах, ориентированных на потребителей. Таким образом, прежде чем принять решение в пользу сохранения существующего бренда или ребрендинга, необходимо проанализировать целесообразность того или иного решения. Узнаваемость бренда, доверие и лояльность потребителей. В случае поглощения украинской компании западными игроками, как правило, существует невысокий уровень осведомленности об иностранном бренде. В то же время известность украинского бренда — существенна. Помимо непосредственной известности бренда, очевидно, немаловажную роль играет восприятие бренда целевой аудиторией. Речь идет о том, что бренд означает для потребителей, какие ценности в себе несет, каков уровень доверия имеет. Так, с точки зрения украинских потребителей, существующие торговые марки имеют свою историю, они нравятся или не нравятся потребителям по вполне определенным причинам. В то же время иностранные бренды активизируют у потенциальных клиентов ряд ожиданий, которые полагаются на сформировавшееся общее доверие к устоявшемуся западному бизнесу («Они никогда не обанкротятся») либо же вызывают определенные опасения («Иностранный банк вывезет мои деньги за границу»). Эти стереотипы должны быть изучены более глубоко, для того чтобы выявить истинные мотивы потребительского поведения и принятия решений. Для получения ответа необходимо провести исследование.[2] Затраты. Создание нового бренда и вывод его на лидерские позиции требует серьезной многолетней работы, которая включает как творческие и креативные усилия, так и финансовые затраты. Достижение уровня осведомленности о бренде в 90% требует маркетинговой поддержки в несколько десятков миллионов долларов и нескольких лет труда. В то время как существующие бренды с высоким уровнем осведомленности могут обойтись гораздо меньшими инвестициями. Кроме того, ребрендинг потребует и дополнительных затрат, связанных со сменой вывесок, оформлением помещений, юридического переоформления и т. п. С другой стороны, репозиционирование компании с помощью нового бренда может быть менее затратным, чем объяснение потребителям, почему бренд «N» более не означает то, о чем все знали, а получил новое значение. Также здесь необходимо оценить возможные преимущества от ребрендинга, такие как:
Эмоции и риски. Под этим аспектом подразумеваются две группы клиентов: существующие потребители и сотрудники. Существующие потребители могут не понимать преимуществ ребрендинга, а появление новых владельцев может просто их пугать, так как они плохо себе представляют, чего им следует ожидать от такой смены власти. То же касается и сотрудников компании, опасающихся, что их прошлые заслуги перед компанией не будут оценены новыми владельцами. Смена же вывесок для них является наглядным подтверждением таких страхов. Вместе с тем сотрудников может вдохновить возможность стать частью известной международной организации, разделить с ней ее успех и получить причитающиеся преимущества. Это также может служить хорошим аргументом и для акционеров.[2] Выводы:
Литература:
|