Каталог статей

Кошелева М.С., Черкасова Е.В.

Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М.И. Туган-Барановского, Украина

Индекс экономической свободы в Украине

Достижение долгосрочного экономического роста является наиболее актуальной проблемой для стран Восточной Европы. Для малых экономик наличие экономической свободы является особенно важным условием благосостояния.

Наличие экономической свободы является ключевым индикатором для увеличения привлекательности и конкурентоспособности страны на международной арене. Индекс экономической свободы — показатель, ежегодно рассчитываемый газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation по большинству стран мира. Эксперты центра определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Индекс экономической свободы базируется на 10 показателях: свобода бизнеса, свобода торговли, налоговая свобода, свобода от правительства, денежная свобода, свобода инвестиций, финансовая свобода, защита прав собственности, свобода от коррупции, свобода трудовых отношений. В 2011 году в рейтинге представлены 183 страны. [1]

Таблица 1

Рейтинг стран по индексу экономической свободы, 2011 г. [1]

Место в рейтинге

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

164

Страна

Гонконг

Сингапур

Австралия

Новая

Зеландия

Швейцария

Канада

Ирландия

Дания

США

Бахрейн

Украина

Индекс экономической свободы

89,7

87,2

82,5

82,3

81,9

80,8

78,7

78,6

78

77,7

45,8

Лидирующие места в рейтинге 2011 года занимают следующие страны (см. табл.1). Что касается Украины то ее рейтинг экономической свободы, начиная с 2005 г., постоянно ухудшался, и теперь страна входит в группу стран со скорее репрессивным, чем свободным режимом экономики.[2]

Показатель «свобода бизнеса» оценивает легкость открытия нового бизнеса и ликвидации обанкротившегося. В Украине бизнес можно открыть за 27 дней, для прохождения различных процедур и получения разрешений же потребуется гораздо больше времени, чем в целом в мире; процедура же банкротства в Украине является дорогостоящей и занимает около 3 лет.

Показатель «свобода торговли» характеризует средний уровень тарифов и тарифные барьеры. В 2009 г. Средневзвешенная тарифная ставка в Украине составляла 3,7%, что намного ниже среднемирового значения.

Показатель «фискальная свобода» оценивает ставки подоходного налога (среднемировая ставка – 31%, в Украине – 15%), налога на прибыль предприятий (в среднем в мире – 26%, в Украине – 25%) и процента налоговых сборов от ВВП (в мире – 21%, в Украине – 36,9%). Однако обслуживание налоговых процедур в Украине является достаточно затратным.

Показатель «монетарная свобода» характеризует способность денег обслуживать экономику (объем денежной массы, инфляцию, золотовалютный резерв страны), а также государственное регулирование цен. В Украине стабильно высокая инфляция, а Кабинет Министров имеет ценоустанавливающие полномочия в некоторых секторах, включающих базисные тарифы на коммунальные услуги, а также товары, например сахар, зерно, нефть и т.д.

Показатель «свобода инвестиций» оценивает легкость инвестирования в страну. Отрицательно влияют на этот показатель в Украине непрозрачный механизм приватизации, трудный и часто изменяющийся налоговый и регулирующий климат, а также высокая преступность и т.д.

Показатель «финансовая свобода» преимущественно оценивает регулирование банковской сферы. Наиболее слабые места в украинском банковском секторе – регулирование в сфере страхования и очень слабый уровень корпоративного регулирования, что препятствует развитию публичного фондового рынка.

Что касается показателя «права собственности», то только страны Запада, Гонконг и Сингапур отличаются высоким уровнем защиты прав собственности. В Украине неразвитость соответствующей законодательной базы, рейдерство и несовершенная судебная система препятствуют созданию эффективной системы защиты прав собственности.

Показатель «свобода рынка труда» оценивает динамику роста рынка труда относительно роста ВВП, а также непосредственно оценивает регулирование рынка труда. Украина – страна с низкой заработной платой и высокой скрытой безработицей.

Несмотря на то, что Украине удалось добиться 5% роста экономики за последние годы и провести ряд важных структурных реформ в целях укрепления своей экономической базы (в частности внедрить конкурентные ставки налогов и стать членом ВТО после 14 лет переговоров о вступлении), дальнейшее глубокое реформирование экономики неизбежно. Приоритетными направлениями являются: возобновление приватизации, борьба с коррупцией, комплексное дерегулирование предпринимательской деятельности и др. [2]

Таким образом, деятельность государства, направленная на поощрение конкуренции и создание эффективных, принимаемых бизнесом и гражданами страны рыночных институтов, неминуемо повлечет за собой расширение экономической свободы.

Литература:

  1. 2011 Index of Economic Freedom: Promoting Economic Opportunity and Prosperity. Режим доступа: [сылка более недоступна}
  2. А.С. Магдич «Экономическая свобода в Украине: критерии оценки и динамика»