Каталог статей |
Романюк Ю.Л., Кислицына О.В. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского Украина на мировом рынке судостроенияВопросы развития украинского судостроения волнуют не только большое количество людей, которые работают в этой сфере, но и широкий круг людей, небезразличных к судьбе одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства, что досталась Украине в наследство от СССР. К сожалению, сегодня состояние этой отрасли в Украине очень тяжелое, и говорить о сильных конкурентных позициях Украины как морского государства в мире нецелесообразно. За последние десять лет позиции судоходных компаний Украины были потеряны не только на международных, но и на внутренних линиях. Сам же морской флот значительно устарел — большинство судов уже не отвечают требованиям международных конвенций. Более 92% грузов, которые обрабатываются в украинских портах, транспортируются иностранными судами. Отечественные верфи в основном простаивают или работают на заграничного заказчика. Основной целью работы является оценка перспектив Украины на мировом рынке судостроения и на их основе разработка предложений по формированию стратегии развития судостроения в Украине. Среди сравнительных преимуществ, имеющихся в Украине для активного развития судостроения и выхода на одни из первых позиций на мировом рынке, можно назвать высокий научный потенциал судостроительного комплекса Украины, наличие собственной сырьевой базы, необходимых производственных мощностей и квалифицированных кадров. Многопрофильность производства, ориентация на мировой рынок, возможность изготовлять конкурентоспособную на мировом рынке продукцию говорят о том, что сегодня (при благоприятной конъюнктуре мирового судостроительного рынка) Украина должна не потерять шанс сохранить и развить накопленный судостроительный потенциал.[1] Анализ мирового рынка судостроения в настоящее время дает противоречивые результаты так в мировой торговле существует долгосрочная возрастающая потребность в морском транспорте, определяющая большой спрос на продукцию судостроения. По оценкам специалистов, в текущем десятилетии, для замены устаревающих и удовлетворения растущего спроса на новые суда должно быть построено около 9000 новых кораблей общим тоннажем приблизительно 200 млн. регистровых тонн. Таким образом, можно было говорить о подъеме мирового судостроения и по прогнозам экспертов в первом десятилетии XXI века темпы мирового коммерческого судостроения должны были достичь высочайшего уровня. Однако разразившийся в 2008-2009году мировой кризис внес значительные коррективы в существующие прогнозы. Совокупный брутто-тоннаж экспортных заказов составил в 2009 - 6,34 млн т. На японских верфях были размещены заказы на 119 судов - также самый низкий показатель с 1992г., когда было заказано 77 судов. К концу 2009 года наметились некоторые признаки оживления и в марте 2010г. Японские судостроители получили заказов на 69,4% больше, чем за такой же период прошлого года, при этом совокупный брутто-тоннаж мартовских заказов составил 928 тыс. т. Правда данные успехи являются относительными и во многом, объясняются тем, что высокие темпы роста последних четырех месяцев отчасти объясняются провалом в аналогичный период прошлого года. Следует отметить, что Япония вместе с Южной Кореей и Китаем входит в число крупнейших судостроительных стран мира. Чтобы остановить падение в судостроительной отрасли, в стране была принята программа государственной поддержки верфям, которая реализуется при участии Японского банка международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation). Тем не менее, кризис серьезным образом повлиял на расстановку сил в мировом судостроении. Так в лидеры по объему заказов на постройку новых судов в настоящее время вышел Китай — на его долю приходится 39%, или 186,3 млн т дедвейта всего заказанного тоннажа. Второе место принадлежит Южной Корее (32%, 154,9 млн т дедвейта), третье — Японии (24%, 113,5 млн т дедвейта). Серьезный скачок в развитии своего судостроения планирует совершить Россия, которая только в открытых программах гражданского судостроения планирует до 2015 года построить речных и морских судов более чем на 40 миллиардов рублей. Программа строительства предусматривает спуск на воду порядка 350 морских и речных судов, из которых около 200 транспортных и 100 вспомогательных судов - ледоколов, буксиров, аварийно-спасательных, водолазных судов и катеров. На это фоне Украина, которая по своему потенциалу может входить в первую десятку мировых судостроительных держав также имеет некоторые сдвиги в положительную сторону. По данным Минпромполитики Украины, объем продукции, произведенной на промышленных предприятиях судостроительной отрасли, за 6 месяцев 2010 года составил 1561,5 миллиона гривен, что на 36,2% больше, чем за аналогичный период 2009 года. В 2010 году заводами построено и передано заказчикам 14 судов и плавсредств общей стоимостью 88,3 миллиона долларов. Из них 9 судов получили отечественные заказчики и 5 - судовладельцы Норвегии и Голландии. Кроме того, были выполнены судоремонтные работы на 104 судах, что принесло прибыль в размере 58 миллионов гривен. [2]. Для дальнейшей загрузки производства в 2010 году заключены новые контракты на строительство 21 судна общей стоимостью 564,8 миллиона долларов, в том числе 16 судов для отечественных заказчиков (среди них Министерство обороны Украины) и на экспорт 2 комплекта плавсредств и 4 корабля на воздушной подушке. С одной стороны налицо определенный прогресс в отечественном судостроении, с другой это лишь небольшая часть, от имеющегося потенциала отрасли (по оценкам специалистов около 15 %). Наряду с некоторым ростом экономических показателей наметились определенные положительные тенденции в отношении государства к судостроению. Так на протяжении 2008-2009 гг. Минпромполитики при участии соответствующих министерств, ведомств и организаций создана система сбора информации о состоянии внешних рынков, тщательно изучены формы и методы господдержки экспорта судостроительной продукции, которые применяются в ведущих судостроительных странах. Необходимо учитывать, что в настоящее время в условиях финансового кризиса осуществление таких мероприятий в Украине за счет средств госбюджета является проблематичным. Поэтому при непосредственном участии Минпромполитики Минэкономики были разработаны План первоочередных мер поддержки экспорта и проект Закона "О финансовых механизмах поддержки развития экспорта". Также, в качестве первого этапа разработки Общегосударственной целевой программы развития кораблестроения на период до 2035 г. Минпромполитики разработана Концепция Общегосударственной целевой экономической программы развития кораблестроения на период до 2035 г., которая утверждена распоряжением КМУ от 6.05.2009 г. № 671-р. Для дальнейшего решения проблемных вопросов отечественного кораблестроения и судостроения министерством запланированы следующие мероприятия: выполнение работ по разработке, согласованию и внесению проектов Законов: "О государственном стимулировании роста производства судостроительной продукции"; "Об Общегосударственной целевой экономической программе развития кораблестроения на период до 2035 года"; "О деятельности в сфере оборонно-промышленного комплекса"; "Об особенностях приватизации предприятий оборонно-промышленного комплекса” [2]. В Украине работают 17 судостроительных заводов, крупнейшие из которых – госпредприятие "Судостроительный завод им. 61 коммунара"; Черноморский судостроительный завод и Херсонский судостроительный завод, подконтрольные "Смарт-групп"; Судостроительный завод "Залив", входящий в состав холдинговой компании АвтоКрАЗ, и ОАО "Севморзавод". В прошлом году объем производства судостроительной продукции превысил 240 млн долл. [3] Как видно из вышеизложенного государство предпринимает определенные действия по возрождению судостроения в Украине, однако сегодня этого крайне недостаточно. Уже существующие новые концептуальные подходы на наш взгляд требуют более серьезных ирадикальных инновационных преобразований. Украина следует тенденциям развития мирового и европейского рынков судостроения, которые в общем виде можно сформулировать следующим образом:
Таким образом, чтобы следовать мировым тенденциям развития украинское судостроение должно развиваться по пути создания крупных судостроительных предприятий, ориентированных на создание инновационной высокотехнологичной продукции и пользующихся значительной поддержкой государства. Основополагающим фактором успешного развития тут на наш взгляд является организация эффективного государственного управления отраслью. В плане практической реализации плана выхода и закрепления Украины на определенных сегментах мирового рынка судостроения можно сформулировать следующие предложения:
Потенциальные возможности украинского судостроения позволяют ему занять по крайней мере седьмое место в рейтинге судостроительных держав мира. Следует отметить, что морской комплекс Украины не является безнадежно развалившимся — потенциал отрасли, который сохранен, вселяет надежду. Сейчас все зависит от руководства государства, которое должно провести реформирование и реструктуризацию судостроительных предприятий, а также принять законодательные акты, направленные в поддержку отечественного судостроения [1]. Сегодня в Украине могут быть созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций в судостроительную отрасль за счет списания с предприятий долгов, возвращения им возможностей создания оборотных средств, предоставления ряда налоговых и таможенных льгот (примером эффективности этих мероприятий является Blasco) путем внедрения специального экономического режима функционирования судостроительной промышленности. Потребности в увеличении объемов грузоперевозок в мире постоянно растут и создают реальные возможности последующего развития водного транспорта — на это все время обращают внимание в странах ЕС. Поэтому Украина может своевременно обратить внимание на эти тенденции и начать активную реструктуризацию в отрасли судостроения. Литература:
|