Каталог статей |
Баймурзина Л.И., Юсупова
А.С.
Проблема налоговых преступлений и пути их решенияВзимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Актуальность данной работы в том, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков, бесперебойное, постоянное поступление налоговых платежей в государственный бюджет. Не все люди понимают различия между терминами «налоговое правонарушение» и «налоговое преступление». Налоговые преступления являются материальными составами, а не формальными, то непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию таких документов, которые содержат заведомо ложные сведения, является путем, способом обнаружения умысла на неуплату налогов или сборов. Такой умысел является правонарушением, наказуемым в соответствии с НК РФ. Преступлением же является умышленная неуплата налога и сбора в срок, установленный законом, при реальном наличии денежных средств к их уплате, которые налогоплательщик неправомерно удерживает и использует в личных целях. Для того, чтобы в действиях налогоплательщика можно было усмотреть признаки налогового преступления, сегодня достаточно установить, что сумма неуплаченных налогов и сборов, исчисленных за три года, составляет 500 тысяч рублей для физических лиц и 1,5 миллионов – для организаций (в соответствии с законопроектом, вступившим в действие с 1 января 2010 года), ранее эта сумма была 100 и 500 тысяч соответственно. Так, например, человек, продавший квартиру за 2 миллиона рублей и забывший или просто не знающий об обязанности подать налоговую декларацию, становится преступником, поскольку сумма неуплаченного налога составляет 260 тысяч рублей (13% налога на доходы физического лица). Масштабы налоговой преступности в России сегодня представляют реальную угрозу экономической безопасности государства. За счет налогов в настоящее время формируется до 80% федерального бюджета России. Но острота сегодняшней ситуации заключается в том, что, по различным оценкам, в бюджет не поступает от 20 до 50% причитающихся к уплате налогов. Неуплата налогов напрямую подрывает устойчивость бюджетной политики, нарушает принцип социальной справедливости, провоцирует социальную напряженность в обществе. По мнению многих специалистов, привлечение к уголовной ответственности превратилось в инструмент давления на бизнес – как политического, так и экономического, и является своеобразной подпиткой для коррупции на всех уровнях власти. Вопросы совершенствования уголовного законодательства в отношении уклонения от уплаты налогов заслуживают энергичных мер. Систематическое нарушение законодательства, в том числе и налогового, в конечном счете может перерасти в преступление. Это важно помнить при формировании политики борьбы с нарушениями налогового законодательства, уделяя большое значение профилактическим мероприятиям. Нельзя не согласиться с той точкой зрения, что предупреждение преступлений всегда более эффективно, чем борьба с ними. Эта позиция верна вдвойне в сфере налогового права, поскольку вследствие совершения налоговых преступлений государственный бюджет недополучает огромные денежные суммы. Поэтому думается, что при регулировании налоговых правоотношений государство должно приложить максимум усилий для предупреждения налоговой преступности, возложив эти полномочия на налоговые и правоохранительные органы. В настоящее время существуют две точки зрения на проблему профилактики преступности. В соответствии с первой борьба с преступностью является прямой обязанностью правоохранительных органов. Именно таких взглядов придерживается 80% населения по данным социологических опросов. Среди мер по снижению преступности опрашиваемые называли активные действия милиции, ужесточение наказаний, введение чрезвычайного положения, т.е. нетрудно заметить преобладание силовых мер. И лишь единицы связывают свои надежды на улучшение ситуации с профилактикой правонарушений. Вторая точка зрения на современную профилактику исходит из того, что преступность – продукт общества, поэтому борьба с ней может быть эффективной лишь при наличии широкой социальной основы, активном включении разнообразных общественных механизмов. Однако предпринимаемые в настоящее время попытки создать систему новых общественных формирований по борьбе с преступностью пока не дают желаемых результатов. Государственная Дума Федерального Собрания РФ 1 января 2010 года приняла закон, осуществивший ряд существенных поправок в УК РФ, УПК РФ и НК РФ в части регулирования сферы налоговых преступлений. Не секрет, что в непростой экономической ситуации налоговые органы уделяют повышенное внимание контрольным мероприятиям, и риски привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления значительно увеличились. Несмотря на эту тенденцию проект можно оценить как позитивный для налогоплательщиков. Основное нововведение заключается в следующем. Если лицо впервые привлекается к уголовной ответственности за уголовные преступления, составы которых установлены ст. 198 и 199 УК РФ, то оно автоматически освобождается от уголовной ответственности при выполнении одного условия. Суммы недоимки и соответствующих пеней, а также штрафов указанного лица в размере, определяемом в соответствии с НК РФ, должны быть полностью уплачены до окончания предварительного расследования по делу. Законопроект предполагает закрепление в НК РФ следующего порядка. По результатам налоговой проверки инспекция направляет налогоплательщику требования об уплате налога, сумм пеней и штрафов. Когда срок его исполнения истекает, налогоплательщику предоставляется два месяца для погашения задолженности. Если истекает и этот срок, инспекция будет обязана в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Кроме того, проект закона предусматривает существенное повышение лимита недоимки, превышение которого признается налоговым преступлением. Данная поправка связана с тем, что изменяются суммовые показатели, характеризующие крупный особо крупный размер совершенного уклонения от уплаты налогов (ст.198, 199, 199? УК РФ). Таким образом, проблема налоговых преступлений – одна из наиболее сложных в практике налогообложения. Общественная опасность уклонения от налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в не поступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Список литературы:
|