Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н. Бейсенбаева А.К. Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби, Казахстан Теория и практика государственного регулирования финансовой, бюджетной и таможенной политики в Республике КазахстанГосударственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, а также систему образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций [1]. Впервые термин «Государственные финансы» стал применяться во Франции в 16 веке, при этом сущность понятия «Государственные финансы» определяется господствующим способом производства и классовой природой государства. По определению, данному в советских источниках, в рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах «Государственные финансы» служили орудием дополнительной эксплуатации трудящихся, т. к. основная тяжесть налогов и сборов падала на них, а добытые таким образом денежные средства шли на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов [2]. Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы в той ее части, которая относится к централизованным(публичным) финансам. В современных условиях главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций. Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции [3]:
К категории "государственные финансы" следует также отнести такие понятия как:
Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира [4]. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями. Как показало развитие современной мировой экономики, свободного рынка практически не существует, то есть экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку. При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики. Государственные финансы формируют государственный бюджет страны. Единая бюджетная классификация Республики Казахстан является группировкой поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Казахстан и разрабатывается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию на основе законодательных актов, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан и утверждается Правительством Республики Казахстан. Бюджетная классификация подразделяется на [5]:
Группировка классификаций
Классификация поступлений бюджета
По состоянию на 1 декабря 2010 года доходы государственного бюджета Республики Казахстан исполнены на 100,0%, при плане 3791,6 млрд.тенге поступление доходов составило 3791,2 млрд.тенге [6]. План государственного бюджета на 1 декабря 2010 года по налоговым поступлениям исполнен на 105,8% или с превышением на 141,3 млрд.тенге, по неналоговым поступлениям-на 119,0% план перевыполнен на 15,3 млрд.тенге. По поступлениям от продажи основного капитала и поступлениям трансфертов планы не исполнены на 6,9 млрд. тенге и на 150,0 млрд. тенге соответственно. По НДС на импортируемые товары при плане 394,7 млрд.тенге фактическое поступление составило 389,5 млрд.тенге или исполнено на 98,7 %. Снижение объема импорта по данным таможенной статистики за январь-октябрь 2010 года на 12,2% против соответствующего периода прошлого года. По акцизам на импортируемые товары при плане 17,7 млрд.тенге фактически поступило 13,0 млрд.тенге или исполнено на 73,3 %. Причиной не исполнения плана является снижение объемов импорта подакцизных товаров. По поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане за отчетный период 184,7 млрд.тенге в бюджет поступило 201,2 млрд.тенге или исполнение составило 109,0%. Перевыполнение плана сложилось за счет поступлений:
Поступления трансфертов при плане 1200,0 млрд.тенге составили 1050,0 млрд.тенге или 87,5%, то есть в связи с достаточностью средств в республиканском бюджете гарантированный трансферт из Национального фонда Республики Казахстан привлечен в размере 1050,0 млрд.тенге. По состоянию на 1 января 2009 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на 99,6% при плане 4050,4 млрд.тенге фактическое поступление составило 4 034,4 млрд.тенге [6]. План государственного бюджета на 1 января 2009 года по налоговым поступлениям исполнен на 99,6% или недоисполнение составило 10,9 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд.тенге, или на 130,1%. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на 23,2 млрд. тенге. По налогу на добавленную стоимость при плане 750,4 млрд.тенге в бюджет поступило 641,0 млрд.тенге, или 85,4%, в том числе:
По акцизам на импортируемые товары при плане 23,6 млрд.тенге фактически поступило 20,4 млрд.тенге, недоисполнение составило 3,2 млрд.тенге, за счет снижения объемов покупательской способности подакцизных автомобилей, что в первую очередь отразился на спаде спроса на дорогие автомобили с большими объемами двигателя импорта. Недоисполнение плана наблюдается по бонусу на сумму 6,1 млрд.тенге, так как бонусы являются разовыми фиксированными платежами недропользователей, их поступление зависит от заключенных контрактов на недропользование, а также от коммерческих обнаружений полезных ископаемых на контрактных территориях. По налогам на международную торговлю и внешние операции исполнен на 132,8%, при плане 317,3 млрд.тенге в бюджет поступило 421,4 млрд.тенге. Исполнение обеспечено в основном за счет введения ЭТП на сырую нефть. Так, с момента введения ставки дополнительные поступления в бюджет от экспорта нефти составили 271,9 млрд.тенге, что составляет 32,0% от всех поступлений платежей, взимаемых таможенными органами. Гарантированный трансферт из Национального фонда Республики Казахстан по состоянию на 01.01.2009 года перечислен в республиканский бюджет в сумме 464,9 млрд. тенге для реализации бюджетных программ развития. Всего с начала года по состоянию на 01.01.2009 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 1604,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора перечислено в сумме 1700,5 млрд. тенге. По данным за 2008-2010 годы в составе налоговых поступлений таможенные платежи и налоги ежегодно изменялись, как это представлено в таблице 1 [6]. Увеличение поступления таможенных платежей и налогов отмечается по состоянию на 1 января 2009 года, а также на 1 декабря 2010 года. Уменьшение поступления таможенных платежей и налогов отмечается по состоянию на 1 января 2010 года, причем почти в два раза меньше, чем за 2008 год. Для более детального анализа таможенных платежей следует рассмотреть их состав в соответствии с изменениями налогового и таможенного законодательства. На величину и структуру таможенных платежей и налогов в этот период повлияло введение экспортной таможенной пошлины (ЭТП) на сырую нефть. Таблица 1 – Динамика таможенных платежей и налогов за период 2008-2010 годы в бюджете Республики Казахстан
Казахстан с 2008 года ввел экспортную таможенную пошлину (ЭТП) на нефть и нефтепродукты. При этом ЭТП на нефть было введено для всех экспортеров, за исключением тех, у кого в соглашении по разделу продукции есть стабильность по данному виду платежей. Таким образом, существенное пополнение государственного бюджета наблюдается по тарифным платежам, главным образом, за счет экспортной пошлины на нефть и некоторые виды нефтепродуктов, а также за счет НДС и акцизам по импортируемым товарам. В этом проявляется сущность государственного регулирования в области тарифной политики и перераспределительной функции государственных финансов.
Список использованных источников:
|