Каталог статей

Чащин В.В.
НГОУ ВПО «Уральский институт фондового рынка», Россия
Левченко Л.В.
ГОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», Россия

Особенности кредитных систем повышения маркетинговой мобильности в образовании

За рубежом активно применяется кредитная система повышения маркетинговой мобильности в образовании (европейская система перевода кредитов (ECTS – European Credit Transfer System), британская система перевода накопления кредитов (CATS – Credit Accumulation and Transfer System), система кредитов стран Азии и бассейна Тихого океана (UMAP – University Mobility in Asia and the Pacific), американская система кредитов (USCS US Credit Systen)), что позволяет не только повысить мобильность студентов и преподавателей университетов, но и сделать рынок образовательных продуктов более прозрачным, а, следовательно, более эффективным [2].

Болонским процессом определены основные направления развития этого процесса. Именно он окончательно оформил Европейскую систему зачетного перевода (ECTS) и общеевропейское Приложение к дипломам. Внедрение и применение этих по своей сути маркетинговых инструментов как на национальном, так и на международном уровнях, является необходимым условием и одновременно эффективным способом повышения гибкости рынка.

Однако в российских условиях такой подход не нашел своего применения, в связи с чем можно утверждать отсутствие на нашем рынке подобных инструментов, которые, с одной стороны, обеспечивают вузам круглогодичный прием и перевод студентов, для студентов служат механизмом смены образовательной программы, а для работодателей позволяют получать наиболее востребованных рынком специалистов в необходимый момент времени.

Таблица 1

Характеристики используемых систем кредитов

Название

Начало создания

Географический охват рынка

Цель создания

Характеристика системы

Учитываемая

Число кредитов за все время обучения (бакалавриат)

Число кредитов в семестр

Американская система кредитов (USCS US Credit Systen)

Более 100 лет назад

Канада, страны Латинской Америки, Япония, Филиппины, Таиланд, Индонезия,

Нигерия,

Лесото

Обеспечение академической свободы студентов

Система накопления кредитов

Аудиторная

120 (4 года обучения)

15

Европейская система перевода кредитов (ECTS – European Credit Transfer System)

1987г.

Страны западной и восточной Европы (в основном страны ЕС)

Обеспечение академической мобильности студентов

Система перевода кредитов

Общая

180-240 (3-4 года обучения)

30

Британская система перевода накопления кредитов (CATS – Credit Accumulation and Transfer System)

В начале 90-х

Национальная система Великобритании

Обеспечение академической свободы и мобильности студентов

Система перевода и накопления кредитов

Общая

360 (три года обучения)

60

Система кредитов стран Азии и бассейна Тихого океана (UMAP – University Mobility in Asia and the Pacific)

1993 г.

Система открыта для Австралии, Брунея, Сингапура, Камбоджи, Японии, Монголии

Обеспечение академической мобильности студентов

Система перевода кредитов

Общая

240 (четыре года обучения)

30

Источник: составлено автором

Подготавливаясь к возможному применению в России маркетинговых инструментов обеспечения взаимодействия участников исследуемых рынков, необходимо изучить особенности перевода российских вузов на систему зачетных кредитов, аналогичных европейской и/или американской системам. В таблице 1 приведены основные характеристики используемых систем зачетного кредита в европейских и американских университетах [1]. Система кредитов ECTS была разработана в 1997 году Европейской комиссией и предназначалась для того, чтобы помочь студентам обучаться за рубежом. Она должна была обеспечить способ измерения и сравнения результатов обучения при переходе от одного вуза в другой. Другое назначение системы – помочь сотрудничеству вузов в облегчении доступа к зарубежным учебным планам и обеспечить академическое признание.

Наиболее разработаны системы кредитов в Великобритании, Скандинавских странах и Италии. Итальянская реформа образования ввела системы кредитов для всех уровней образования, при этом используются как накопительные кредиты, так и переводные. Благоприятная реакция на накопительные кредиты сформировалась в Германии, Испании, Бельгии. Однако весьма отрицательное отношение к внедрению системы ECTS в виде накопительной отмечается, например, в Нидерландах.

Несколько иначе развивалась американская система кредитов (USCS - US Credit System), насчитывающая более 100 лет и сразу развивающаяся как система накопительных кредитов. Это объясняется с тем, что американская система образования развивала многовариантный аспект учебного плана. С внедрением в программу обучения возможности «выбирать предмет» появилась потребность сравнения изучаемых предметов. Необходимость определения уровня знаний абитуриентов, поступающих в колледж по единому порядку, привела к появлению в США накопительной «кредит-системы».

Литература:

  1. Бадарч, Д. Высшее образование США / Д. Бадарч. – М.: НИИВО, 2001.
  2. Doeringer, P.B. Internal Labor Markets and Manpower Analysis / P.B. Doeringer, M.J. Piore. – New York, 1971. – Second edition, 1985. – Р. 1–2.