Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чащин В.В.
Особенности кредитных систем повышения маркетинговой мобильности в образованииЗа рубежом активно применяется кредитная система повышения маркетинговой мобильности в образовании (европейская система перевода кредитов (ECTS – European Credit Transfer System), британская система перевода накопления кредитов (CATS – Credit Accumulation and Transfer System), система кредитов стран Азии и бассейна Тихого океана (UMAP – University Mobility in Asia and the Pacific), американская система кредитов (USCS US Credit Systen)), что позволяет не только повысить мобильность студентов и преподавателей университетов, но и сделать рынок образовательных продуктов более прозрачным, а, следовательно, более эффективным [2]. Болонским процессом определены основные направления развития этого процесса. Именно он окончательно оформил Европейскую систему зачетного перевода (ECTS) и общеевропейское Приложение к дипломам. Внедрение и применение этих по своей сути маркетинговых инструментов как на национальном, так и на международном уровнях, является необходимым условием и одновременно эффективным способом повышения гибкости рынка. Однако в российских условиях такой подход не нашел своего применения, в связи с чем можно утверждать отсутствие на нашем рынке подобных инструментов, которые, с одной стороны, обеспечивают вузам круглогодичный прием и перевод студентов, для студентов служат механизмом смены образовательной программы, а для работодателей позволяют получать наиболее востребованных рынком специалистов в необходимый момент времени. Таблица 1 Характеристики используемых систем кредитов
Источник: составлено автором Подготавливаясь к возможному применению в России маркетинговых инструментов обеспечения взаимодействия участников исследуемых рынков, необходимо изучить особенности перевода российских вузов на систему зачетных кредитов, аналогичных европейской и/или американской системам. В таблице 1 приведены основные характеристики используемых систем зачетного кредита в европейских и американских университетах [1]. Система кредитов ECTS была разработана в 1997 году Европейской комиссией и предназначалась для того, чтобы помочь студентам обучаться за рубежом. Она должна была обеспечить способ измерения и сравнения результатов обучения при переходе от одного вуза в другой. Другое назначение системы – помочь сотрудничеству вузов в облегчении доступа к зарубежным учебным планам и обеспечить академическое признание. Наиболее разработаны системы кредитов в Великобритании, Скандинавских странах и Италии. Итальянская реформа образования ввела системы кредитов для всех уровней образования, при этом используются как накопительные кредиты, так и переводные. Благоприятная реакция на накопительные кредиты сформировалась в Германии, Испании, Бельгии. Однако весьма отрицательное отношение к внедрению системы ECTS в виде накопительной отмечается, например, в Нидерландах. Несколько иначе развивалась американская система кредитов (USCS - US Credit System), насчитывающая более 100 лет и сразу развивающаяся как система накопительных кредитов. Это объясняется с тем, что американская система образования развивала многовариантный аспект учебного плана. С внедрением в программу обучения возможности «выбирать предмет» появилась потребность сравнения изучаемых предметов. Необходимость определения уровня знаний абитуриентов, поступающих в колледж по единому порядку, привела к появлению в США накопительной «кредит-системы». Литература:
|