Каталог статей |
Коваленко Н.П.
Формализация роли финансов в структуре управления предприятияФинансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения [1]. Финансовые отношения имеют определенные особенности по сравнению с другими экономическими отношениями, а именно выполнение функций денежных и распределительных отношений, связанных с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Именно эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений. Рассматривая денежные фонды как субъекты финансовых отношений можно охарактеризовать их формирование на макро- и микроуровнях следующим образом. На макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д. Многие организации по всему миру сталкиваются с проблемами, связанными с вступлением в силу новых законодательных норм, растущей конкуренцией и возрастающими требованиями рынка ценных бумаг относительно прозрачности информации, раскрываемой в финансовой отчетности. В дополнение, финансовые службы компаний, сталкиваясь с перечисленными проблемами, в большинстве случаев пытаются переориентироваться с принципов следования требованиям бухгалтерского учета и законодательных актов на проблемы, связанные с осуществлением эффективной операционной деятельности. Перед организациями, которые должны соответствовать международным стандартам - МСФО, акту Sarbanes-Oxley 2002 года, и стандартам, установленным Базельским Комитетом (Basel II), наряду с соблюдением принципов бухгалтерского учета и отчетности, установленных местными органами власти, возникает ряд сложностей и вопросов относительно определения приоритетов. Действительно, последствием подобных законодательных актов является ряд непрерывно возникающих проблем для тех, кто отвечает за управление финансовой инфраструктурой в организациях. Примеры подобных проблем:
Указанные сложности зачастую являются причиной «несоответствия» между требованиями к отчетности и задачами деятельности многих организаций в различных областях их деятельности, включая планирование, бюджетирование и прогнозирование; внутреннюю отчетность руководству, внешнюю отчетность законодательным и регулирующих органам, а также акционерам. Стратегия и тактика управления должны быть построены на основе объективной информации о состоянии хозяйственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также внешних условий, связанных с трудовыми, финансовыми, материальными ресурсами и потенциальными возможностями реализации произведенной продукции. Каждое предприятие, выпускающее однотипную продукцию, стремится завоевать лидирующее положение на рынке. Иногда это происходит за счет снижения цен и ухудшения финансового состояния предприятия и таким образом возникает большое количество предприятий, находящихся на грани банкротства и испытывающих финансовый кризис. Причин для появления кризисных явлений великое множество (особенно в период процветания «дикой приватизации»). Литература:
|