Каталог статей

Комарова Виктория Александровна
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Исследование методов государственной поддержки туристической отрасли в Украине

Одним из источников пополнения государственного бюджета являются средства, полученные от туризма.

По данным Администрации Госпогранслужбы Украины увеличение объемов въездного потока в 2008 г. произошло за счет роста количества поездок с частной целью на 16% из следующих стран: Польша ( на 16% или на 336,6 тыс. человек ), Беларусь (на 33% или на 304,5 тыс. человек), Молдова (на 16% или на 264 тыс. человек), Россия (на 9,4% или на 226 тыс. человек), Румыния (на 33,7% или на 160,4 тыс. человек). Этот сегмент занимает 90% всего въездного туристического потока.

Стоит отметить, что изменилась тенденция в сфере организованного туризма. В 2008г. наблюдается рост этого сегмента на 59%, тогда как соответствующий период 2007 г. показал уменьшение на 15%.[1]

Однако, несмотря положительные тенденции развития туризма, в отрасли существуют следующие проблемы:

  1. отсутствие нормально оборудованных мест общего пользования по пути движения туристов;
  2. ограниченное количество буфетов в местах осмотра различных достопримечательностей;
  3. антисанитарное состояние пляжей на Черном, Азовском морях и реках;
  4. хаотичная застройка береговой территории. Кроме того, в ряде случаев на пляжах и в прибрежных зонах ведется выемка песка, который используется для приготовления бетона. [2].
  5. сложность получения разрешения на отводы земли, в том числе для туристических объектов, необходимость согласования со многими инстанциями;
  6. дороговизна путевок;
  7. уменьшению доходов от туризма в Украине на 48% больше в 2008г по сравнению с 2007 годом (во всем мире эти доходы растут ежегодно на 4-5%);
  8. ограниченное количество гостиниц (в Украине пятизвездочных гостиниц всего 7, а в Турции их сотни).

Основными путями решения данных проблем могут быть следующие:

  1. с целью повышения эффективности туризма необходимо больше уделять внимания его индустрии, прежде всего, сервису.
  2. исходя из мирового опыта, необходимо, чтобы законодательные и исполнительные органы обеспечили заинтересованный подход к развитию туризма, чтобы он стал частью общегосударственной политики. [3].
  3. необходимо обеспечить благоприятные условия зарубежного инвестирования в туристическую отрасль, рациональное налогообложение и кредитование этой отрасли.
  4. создание свободных туристично-рекреационных зон на базе Карпат, приморских областей, республики Крым, которые имеют большой природный, рекреационный и историко-культурный потенциал.
  5. обеспечение эффективной координации деятельности различных отраслей экономики (около 30), от которых зависит качество предлагаемых у слуг.
  6. организовывать обучение персонала с обязательным изучением передового опыта, как в Украине, так и за рубежом с обязательной поездкой в соответствующие страны (ОАЗ, Египет, Турции и др.).
  7. создание туристических кластеров. Кластер определяется как группа географически взаимосвязанных компаний, которые работают в разных отраслях, но на одной определенной территорий. Например, в туризме в кластер могут быть соединены турагентства, туроператоры, гостиницы, другие предприятия инфраструктуры. Сегодня в Севастополе при активном содействии Севастопольской торгово-промышленной палаты, Главного управления экономики городской государственной администрации и Ассоциации устойчивого развития Севастополя "АУРА" идет активная работа кластеров. 19 января 2005 г. в Севастополе стартовал кластер "Водные ресурсы". Следует подчеркнуть, что одной из задач общественной организации В настоящий момент в городе работает несколько инициативных групп по созданию кластеров экологической, туристско-рекреационной, креативной направленности.

Следует согласиться с тем, что в основу туристической политики на ближайшие годи надо положить такие приоритеты [3]:

  • обеспечение внутреннего конвертирования туристических услуг путем повышения их качества и расширения ассортимента, улучшение сервисных условий обслуживания;
  • реконструкция и модернизация действующих туристических объектов;
  • вложение свободных средств туристических предприятий на выгодных для них условиях в объекты непосредственно не связанные с их деятельностью (водоснабжение, канализация, связь, службы сбыта и др.);
  • создание современной информационно-маркетинговой системы туристического бизнеса, которая должна изучать и прогнозировать спрос на туристические услуги;
  • формирование банка деловых предложений и их экономическая оценка;
  • анализ международного рынка туристических услуг, деловой активности и конкретных предложений зарубежных инвесторов;
  • создание мощной рекламы, выпуск высококачественного материала, создание специализированных туристических изданий (газет, журналов, методических пособий, учебников и др.) и постоянных радио- и телепрограмм;
  • установлений льготного налогообложения. Правительствами ряда стран (Турция, Казахстан, Тунис, ОАЗ и др.) разработаны специальные программы в соответствии, с которыми всем фирмам, занятым в сфере иностранного туризма, даются соответствующие льготы [3]: льготные налогообложение инвестиции, таможенные и валютные льготы.

Дальнейшее развитие туризма зависит от многих факторов, таких как туристическая активность населения, рост его доходов и колебание цен на услуги (тури), темпы экономических реформ, внедрение украинской валюты и ее конвертирование, насыщенность торгового рынка, либерализация внешнеэкономической деятельности.

Реализация всего перечисленного создаст необходимые стартовые условия для успешного развития туристической индустрии, даст возможность повышения уровня туристического обслуживания, что приведет к увеличению потока как иностранных, так и отечественных туристов, будет способствовать поступлению валюты, развитию инфраструктуры туризма в Украине.

Список используемых источников:

  1. Аналитическая справка про динамику туристических потоков в Украине за 2008 год [электронный ресурс]. - электронные текстовые данные (11049 байт). - Режим доступа:<[сылка более недоступна}
  2. Катушева З. «На туристической карте мира Украина, по-прежнему, остается тэрраинкогнита»[Текст]/ Киевский вестник, №88(6499), 18 сентября 2008г.
  3. Розвиток туризму в Україні. Проблеми й перспективи. [Текст] Збірник наукових статей. - К.: ИВЦ «Слов’янсьний діалог», 1995. - 244с.