Каталог статей

Д.И.Асланов

к.э.н., доцент, член-корреспондент РАЕН,
заведующий кафедрой экономической теории и коммерции
Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета

Российская практика создания свободных экономических зон

Свободные экономические зоны (СЭЗ) довольно давно и достаточно прочно вошли в мировую хозяйственную практику. Они действуют во многих зарубежных странах, принося пользу самому государству, и тому региону, который был обозначен как свободная экономическая зона.

Еще в первой половине 90-х годов идея СЭЗ была очень популярной в северокавказских республиках, велась активная работа по подготовке концепций таких зон, где давалось научное обоснование эффективности их деятельности.

С 1993 по 1997 гг. проекты специальных экономических зон были разработаны для Адыгеи, Северной Осетии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, города-курорта Сочи в Краснодарском крае, зоны Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае и свободной таможенной зоны Ставрополя.

Создание СЭЗ Адыгеи в границах Майкопского района не исключало, а наоборот, предполагало, что доходы, полученные на ее территории, и инфраструктура послужат базой для подъема всей экономики республики. Намечалось создать несколько локальных точечных СЭЗ на базе отдельных предприятий (или группы предприятий), расположенных в других регионах республики. Выбор точечных СЭЗ определялся двумя критериями: во-первых, особой важностью предприятий для экономики всей Адыгеи, во-вторых, объемом производимой на экспорт продукции, который должен был составлять не менее 50% от общего объема производства предприятия. Юридические полномочия по созданию локальных СЭЗ федеральные органы считали целесообразным предоставить самой республике.

По своей специализации СЭЗ Адыгеи была задумана как многоотраслевой производственно-рекреационный комплекс. Этот выбор был предопределен сложившейся многоотраслевой структурой экономики Майкопского региона, а также благоприятными предпосылками для развития отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, иностранного туризма, сферы санаторно-курортных услуг. Ведущие отрасли экономики в Майкопском регионе пищевая и перерабатывающая промышленность (консервная, сахарная, винодельческая), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, сельское хозяйство. Эти отрасли работают на потребительский рынок, поэтому в рыночных условиях требуют первоочередного инвестирования. В то же время подобное вложение средств наиболее эффективно, т. к. уже через год-два первоначальные инвестиции окупятся, и начнется получение накоплений для развития и расширения собственной производственной базы.

Особый экономический статус СЭЗ Адыгеи означал, по мнению его разработчиков, преференциальность условий хозяйствования на ее территории, которая обеспечивалась различными видами льгот, предоставляемых иностранным, совместным и отечественным предприятиям, а также гражданам, действующим на территории СЭЗ, т. е. резидентам свободной экономической зоны.

Система преференций включала налоговые и другие финансовые льготы, а также льготы по таможенным платежам. Речь шла, в частности, о таких льготах:

  • на предпринимательскую прибыль снижение или даже отмена установленных налоговых ставок, налоговые скидки, увеличение сроков освобождения от уплаты налогов;
  • по платежам за аренду земельных участков, других природных ресурсов федерального, республиканского и муниципального имущества;
  • снижение платы за землю, воду, тепло- и электроэнергию;
  • установление повышенных норм амортизации основных фондов, позволяющих предприятиям существенно сократить сроки службы оборудования и достаточно быстро окупать свои капиталовложения, а также стимулировать обновление производства и накопление капитала;
  • на кредитование инвестиций: пониженные процентные ставки, удлиненные сроки погашения и возврата кредитов, а в дополнение к ним высокие процентные ставки по депозитам в банках СЭЗ;
  • на государственное страхование инвестиций (от рисков, недополученной или упущенной выгоды и др.).

Эффективность применения налоговых льгот должна была обеспечиваться дифференциацией их размеров. Критериями предоставления льгот резидентам могли быть: объемы привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, экспортная и импортозамещающая направленность производства, соответствие деятельности резидентов отраслевым приоритетам СЭЗ Адыгеи.

Помимо особого экономического режима, СЭЗ наделялась особым правовым режимом: действующие на ее территории отечественные и иностранные физические и юридические лица, а также органы представительной и исполнительной власти Республики Адыгея, кроме уже закрепленных за ними прав, определенных в действующих законах РФ и Республики Адыгея, получали дополнительные права. Совокупность этих прав (общих и дополнительных для всех хозяйствующих субъектов) определяла правовой режим функционирования СЭЗ, который обеспечивал защиту иностранных инвестиций, прав иностранных и отечественных резидентов СЭЗ, властных структур Республики Адыгея и органов управления свободной экономической зоной. Проекты создания СЭЗ, в т. ч. локальных, на территории Адыгеи до сих пор не осуществлены. Между тем есть успешный опыт действия свободной зоны в Республике Ингушетия.

Зона экономического благоприятствования (ЗЭБ) Ингушетии, которую условно можно сравнить с оффшорной зоной, стала первой реально действующей на территории России. На время действия зоны Ингушская Республика в качестве своеобразной компенсации репрессированному народу получила от федеральных властей бюджетную ссуду, заключавшуюся в том, что предприятия, зарегистрированные в ЗЭБ, начиная со дня регистрации зоны (с 1 июля 1994 г.) наполняли реальными деньгами эту ссуду за счет уплаты федеральных налогов и обязательных платежей, не имеющих целевого характера.

В общей сложности за три года (1994-1996 гг.) эта сумма составила 950 млрд. руб. Для предпринимателя из любого региона РФ, зарегистрировавшего свое предприятие в Ингушетии, автоматически предоставлялись льготы: налог на прибыль сокращался с 35 до 13%, происходило освобождение от налогов на имущество, пользование автодорогами, содержание жилищно-коммунального хозяйства и культурно-бытовых объектов. Кроме того, за счет бюджетной ссуды, администрация ЗЭБ снизила на 50% ставки акцизов, таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. В результате из доходов предприятия на уплату налогов уходило не более 20%, а 80% формировали прибыль.

Уходя в оффшор, крупные промышленные предприятия продолжали существовать по прежнему юридическому адресу, а вновь созданному дочернему предприятию в аренду передавалась небольшая часть производственных мощностей. Что касается средних торговых и сервисных предприятий, то они закупали товар через дочернюю оффшорную фирму, которая выплачивала в два раза меньший таможенный сбор. После прохождения через таможню товар поступал в основную фирму.

Несмотря на сложную обстановку на Северном Кавказе, реальная экономическая выгода привлекла на территорию республики около 2000 предприятий, из них 40 – западные, около 100 – из ближнего зарубежья, остальные – российские. Согласно постановлению Правительства РФ, Республика Ингушетия могла зарегистрировать в ЗЭБ не более 15 тысяч фирм.

На полученные средства Ингушетия смогла начать строительство гостиницы, коттеджного поселка, школы, кондитерской фабрики, нефтеперерабатывающего завода, типографии и многих социальных объектов, а также новой столицы республики и административных зданий. Английские подрядчики вели строительство автодорог и аэропорта. Расширилась сеть магазинов по торговле ингушскими ювелирными изделиями в Москве, Санкт-Петербурге, Кисловодске, Пятигорске, других городах. После завершения регистрации предприятий (в июле 1995 г.) ЗЭБ продолжала функционировать еще до июля 1997 г. благодаря продлению сроков действия.

Отношение к ингушскому эксперименту различное. Руководство республики доказывает его целесообразность, а Минфин РФ и Госналогслужба РФ относятся к нему критически, обвиняя финансово-коммерческие структуры, причастные к функционированию "зоны", в отмывании нелегальных доходов и уклонении от налогов.

Руководители многих российских регионов протестуют против действия режима СЭЗ только в Ингушетии, т. к. в этом случае бюджеты остальных субъектов Федерации теряют свои доходы из-за того, что их собственные предприятия предпочитают регистрироваться в свободной зоне и не платить налоги в своем регионе. Но в то же время большинство глав региональных администраций хотели бы, чтобы в их республике или области действовали СЭЗ и приносили выгоду родному региону.

Различия в оценках практической пользы от деятельности свободных экономических зон понятны: регионы выбивают для себя льготы по уплате налогов, а центр стремится сконцентрировать финансовые поступления в федеральном бюджете. Эти противоречия на сегодняшний день не разрешены. Создание же зон с особым экономическим режимом всегда будет вызывать критику.

Положение об особой экономической зоне «Кавказские Минеральные Воды» (ОЭЗ «КМВ») в границах особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод было утверждено постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. № 1430.

Особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды» в границах особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод образовалась в целях реализации федеральной программы «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод».

Создание ОЭЗ «КМВ» было направлено на развитие федерального курорта как части системы оздоровления нации, формирование экологически чистого хозяйственного комплекса курортно-туристической специализации, а также экономическое и социальное развитие региона Кавказских Минеральных Вод.

ОЭЗ «КМВ» была образована для решения следующих первоочередных задач:

  • комплексное развитие территории региона;
  • проведение обязательной экологической экспертизы как осуществляемой, так и проектируемой хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ «КМВ»;
  • развитие и укрепление кредитно-финансовой сферы;
  • привлечение передовых технологий;
  • создание благоприятных условий для инвестиций, в том числе иностранных, в экономику региона;
  • создание кадровой базы, соответствующей потребностям специализации ОЭЗ «КМВ».

Понятие «участники ОЭЗ «КМВ» обозначает расположенные на территории этой зоны предприятия, учреждения, организации, их филиалы и отделения, союзы, ассоциации и другие объединения предприятий, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе иностранных, получивших разрешение на осуществление хозяйственной деятельности и зарегистрированных в соответствии с положением о государственной регистрации участников ОЭЗ «КМВ», утверждаемым администрацией Кавказских Минеральных Вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрация Кавказских Минеральных Вод должна была осуществлять формирование внебюджетных фондов и разработку бюджета ОЭЗ «КМВ» (под бюджетом понимается свод доходов в виде налоговых поступлений от участников ОЭЗ «КМВ» за счет льгот в доле федеральных налогов и других доходов и свод расходов).

Однако необходимо отметить, что результаты работы ОЭЗ оказались более чем скромными (незначительными) в регионе, т.к. отсутствовало в достаточном объеме информационное обеспечение и сказались другие субъективные факторы.

20 июля 2006 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Круглого стола «Особые экономические зоны – новые инвестиционные возможности». Актуальность обсуждения данной темы вызвана приближающимся конкурсом на создание в России особых экономических зон, в том числе ОЭЗ туристско-рекреационного типа. По результатам конференции были сделаны предложения и соответствующие выводы.

Роль особых экономических зон как особого инструмента стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства неоспорима. Развитие ОЭЗ, имеющих значительный потенциал, требует сотрудничества органов власти и бизнес-сообщества, стабильности отношений. Причем усилия власти должны быть сосредоточены на максимально возможном снижении рисков изменения условий функционирования предприятий на территории особых экономических зон.

Особые экономические зоны – одна из форм государственного партнерства, перспективная для инвесторов, в первую очередь, с точки зрения развития инфраструктуры. Наблюдается растущий интерес зарубежных инвесторов, в частности Сингапура, Чехии, Китая, Кореи, к развитию ОЭЗ в России. Основная цель государства – создать комфортные условия для резидентов ОЭЗ.

Кавказские Минеральные Воды – являясь одним из основных претендентов – получил статус особой экономической зоны туристско-рекреационной типа. Уже сейчас в Ставропольском крае, уникальном по своим природным и лечебным возможностям, выделено 17 площадок, где будут размещены развлекательные, спортивные объекты, современные места проживания и др.

Среди критериев, предъявляемых инвесторами, есть и значительный объем предоставляемых льгот, и близость рынка сбыта и поставщиков, и наличие транспортной инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, и снижение административных барьеров, гарантии надежности ведения бизнеса на территории ОЭЗ и ряд других.

Создание и развитие ОЭЗ необходимо считать одним из главных приоритетов в обеспечении динамичного развития российской экономики, перевода ее на инновационную модель развития, в объединении усилий государства и бизнес-сообщества.