Каталог статей

К.э.н., доцент Кругликова О.В., Щемелинин С.А.
Орловский государственный институт экономики и торговли, Россия

Перспективы инновационной деятельности в промышленности страны

Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер капитала, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном менеджменте. В общей системе экономических отношении инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объемов выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

Интеграция во внешнюю рыночную высокотехнологическую среду требует нового инновационного менеджмента, адекватного и быстро реагирующего на ее непрерывные изменения. Инновации связывают различные по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, финансы.

«Инновация» является синонимом нововведения, или новшества. Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом, являясь, по сути, его результатом. Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим обязательным внедрением и эффективной реализацией, как на внутреннем, так и на внешних зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инвестиционно - инновационной деятельностью.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий, научными предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны. Субъекты инновационной деятельности — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности. Существует следующая градация инновационных процессов: ранняя стадия - от возникновения идеи до ее технической проработки, средняя — от технической проработки до коммерческой проработки и заключительная – от массового производства до реализации её потребителю.

В ряде публикаций используется более подробная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением ее на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и разработок — фундаментальные, поисковые, прикладные и т.п. Следует отметить, что отличия в классификации стадий и этапов носят в основном терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает три основные стадии: исследование и разработка, освоение, серийное производство и реализация разработки на потребительском рынке.

Инновации должны быть ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности, относятся, прежде всего, нехватка собственных финансовых ресурсов предприятий, недооценка инноваций коммерческими банками, экономический риск освоения новой продукции. К сожалению, в настоящее время подавляющая часть новых разработок и технологий не выходит дальше научно-исследовательских институтов, то есть инновации не находят финансовой поддержки и, как следствие, своего конечного потребителя. Инновационный потенциал (государства, отрасли, предприятия) - совокупность различных видов ресурсов, включая материально-производные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный потенциал в любом государстве относят к категории национального достояния. В современных условиях в России центральную роль в создании новой инновационной политики должно сыграть федеральное правительство. При этом государству следует реализовывать свою политику одновременно по трём направлениям:

  • обеспечение новаторов финансовыми ресурсами;
  • создание инфраструктуры, обеспечивающей продвижение на рынок инноваций с помощью маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционных компаний и банков, бирж технологий, а также формирование благоприятной инфраструктуры рынка, включая государственные (федеральные и региональные) программы создания наукоградов (технополисов), технопарков, свободных экономических зон;
  • выработка единых цивилизованных правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе кооперирования «по интересам» на разных стадиях технологических циклов, обеспечивающих расширенное воспроизводство инноваций и распространение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности (социальные инновации).

Инновационная политика в России должна стать мощным рычагом, с помощью которою предстоит преодолеть спад в экономике. Государство призвано формировать цели и принципы инновационной политики, собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны: обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ и наукоградов. Практика подтверждает важность государственной поддержки малых инновационных предприятий как высокоэффективного средства преодоления тенденций монополизации рынка информации и новейших технологий крупными фирмами.

Назрела необходимость разработки специального закона или пакета законов (в США их несколько), регулирующих всю инновационную деятельность отечественного малого бизнеса. За государством необходимо оставить функцию главного спонсора фундаментальных исследований. А задачи коммерции состоят в продвижении на рынке уже существующих, но нереализованных разработок, пылящихся во многих научно-исследовательских и конструкторских бюро, то есть реализация результатов прикладной науки.

Для дальнейшего цивилизованного развития малого бизнеса в научно-технической сфере полезен опыт промышленно развитых стран. Малые инновационные предприятия рассматриваются вСША как один из важных источников экономического роста и ускорения научно-технического прогресса. Политика стимулирования инновационной активности малого бизнеса проводится сегодня на всех уровнях государственного управления — от федерального правительства до муниципалитетов. Основным в государственной политике в этой области является создание своего рода «инновационного климата», то есть обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых форм, и в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических инноваций.В развитых странах малый бизнес обеспечивает примерно половину всех инноваций. Именно с малым бизнесом связаны перспективы оживления инновационной деятельности, в частности различных форм внедрения изобретений и технических новинок. В Российской Федерации малые инновационные предприятия создаются преимущественно учеными и специалистами, чей предыдущий опыт позволяет наладить инновационную деятельность. Из-за отсутствия начального капитала и недоступности банковского кредита малые инновационные предприятия создаются, как правило, на базе государственных предприятий, на которых работал и зачастую продолжает работать их основной состав. Это дает им возможность использовать производственные мощности и оборудование предприятия, научно-технические заделы, не терять имеющиеся хозяйственные связи.

Развитие малых инновационных предприятий дает стране экономический эффект и том случае, если обеспечивается динамичное развитие крупных фирм, определяющих технический уровень и конкурентоспособность массовой продукции. Малые инновационные фирмы хороши в инициировании новых товаров и технологий на начальных стадиях их разработки, но затем они нуждаются (в случае успеха) в мощной поддержке со стороны крупных фирм, обладающие финансовыми и технологическими возможностями для тиражирования достигнутых результатов. Малый бизнес по оказанию специфических инжиниринговых услуг также связан с крупным наукоемким производством — основным потребителем этих услуг.

Российская наука и техника по-прежнему сильны, но для того, чтобы превратить их в товар, нужны инновационные менеджеры, и ими могут стать работники коммерческого банка, осуществляющие финансирование инноваций.

По данным журнала «Эксперт», 40% мирового рынка высоких технологий сегодня контролируют США, Россия — меньше 0,5%. Между тем сопоставление кадрового потенциала даёт иную картину: у нас работают около 12% всех ученых и инженеров-разработчиков, а в Америке всего в два раза больше — 25%.

Россия до сих пор имеет потенциально сильные позиции в ядерной энергетике и космической отрасли. Однако «вписывать» изобретения и разработки в рыночный контекст должны не ученые или чиновники, а совершенно особые люди, знакомые с суровыми буднями рыночной экономики.

Образование и наука, достаточно затратные статьи бюджета. Содержание научных центров – сродни благотворительности, однако это необходимый атрибут современности. Вложения в науку вовсе не являются непременной обязанностью только государства. В странах «семерки» участие государства в инвестировании НТП постепенно неуклонно снижается, поскольку частный сектор считает нужным перехватить инициативу.

Государство может себе позволить инвестировать только в образование и фундаментальные исследования, все остальное бизнес делает сам. В США (где осуществляется ровно половина всех инвестиций в. НТП стран «семерки») некоторые корпорации вкладывают в исследования суммы, сопоставимые с общегосударственными. General Motors тратит по 10 млрд. дол. США в год, Ford — 7 млрд. дол. США, IBM -4 млрд. дол. США. Intel – 3.2 млрд.дол. США. В том, что инвестиции в НТП в целом повышают эффективность хозяйства, можно убедиться на вполне корректном сопоставлении темпов послевоенного развития стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Бюджетных ассигнований и средств специальных внебюджетных фондов в России крайне недостаточно, с собственными средствами в промышленности аналогичная ситуация. Формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства. В сложившихся в России условиях, переход на инновационную модель промышленного развития - является необходимым стратегическим выбором, который в среднесрочный перспективе может содействовать преодолению кризиса производства, структурной перестройке промышленности и насыщению рынка конкурентоспособной продукции. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России не только восстановить своё положение в сообществе развитых стран, но и занять лидирующее положение.