Каталог статей

студентка, Каменева М.В.

Донецкий национальный университет, Украина

Международная торговля квотами на выбросы в атмосферу парниковых газов в условиях глобального экономического кризиса

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

После длительный дискуссий и политического торга, в феврале 2004 года Украина сделала важный для мирового сообщества шаг – ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). После передачи Генеральному секретарю ООН ратификационной грамоты она стала участником этого международного соглашения. Согласно протоколу, для каждой страны устанавливается максимально допустимая граница выбросов. Если страна не использует полностью разрешение на выбросы парниковых газов (квоту), она может продать его другому государству. Украина относится именно к той категории стран, которые не вырабатывают свои квоты, а потому могут их продавать. На деле это означает, что для мировой экономики наступает новая эпоха, когда на все финансовые, инвестиционные и производственные решения будет оказывать влияние еще одно обстоятельство – жесткие ограничения на выбросы углерода в атмосферу.

Согласно протоколу основные обязательства, которые взяли на себя индустриальные страны, а именно, Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %, Япония и Канада — на 6 %, страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %, Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года, развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Если говорить о так называемых «покупателях», опыт США, Великобритании и других стран показывает, что использование экономических стимулов для решения природоохранных задач часто оказывается гораздо более эффективным, нежели прямое административное регулирование. С января 2005 года в странах Евросоюза вступила в действие внутренняя система торговли квотами на выбросы углерода, в которую включены десятки тысяч предприятий. Пилотная фаза, рассчитанная на 2005-2007 годы, уже показала, что спрос не значительно превышает предложение: цена 1 тонны СО2 за несколько месяцев взлетела с €5 до €18,5. Такое развитие событий обусловила и активность спекулятивного рынка – брокеры ищут возможности приобрести единицы выбросов углерода по всему миру.

Еще два года назад на углеродном рынке крупных покупателей было всего три – Всемирный банк и правительства Нидерландов и Японии. Сегодня их около двух десятков, не считая профессиональных спекулянтов, доля которых на рынке может составлять 20-40%. Суммарный объем ресурсов, аккумулированных в различных углеродных фондах в мире, оценивается в $1,5-2 млрд.

Подавляющее большинство стран-участниц Киотского протокола детально разработали свои национальные стратегии в отношении поведения на углеродном рынке. Многие (в основном – импортеры квот) приняли двухэтапные планы действий: сейчас скупать дешевле как можно больше квот – впрок, а ближе к 2012 году (когда заканчивается срок действия Киотского протокола и вводится новое соглашение) резко ужесточать требования по выбросам для собственной промышленности и быть готовыми к покупке квот по более высоким ценам. Касаемо «продавцов», удовлетворить растущий спрос на углеродные квоты за счет стран Восточной и Центральной Европы и развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки невозможно. У этих стран либо невелик потенциал снижения выбросов, либо не отрегулирован механизм реализации углеродных проектов. Так, из порядка полутора тысяч проектных предложений, в совокупности поступивших в развивающиеся страны, всерьез на данный момент рассматриваются лишь 3-4. Поэтому взоры активистов углеродного рынка сегодня устремлены на Восток – в первую очередь Россию и Украину.

Россия – крупнейший потенциальный поставщик углеродных квот на мировой рынок. Теоретически, Россия бы покрыть весь дефицит на рынке – около 3 млрд тонн СО2. Однако интерес углеродных инвесторов к Украине сегодня значительно превосходит интерес к России. Проект технической помощи Евросоюза по программе TACIS, осуществляемый в Украине, уже принес заметный прогресс в подготовке этой страны к реализации «киотских» механизмов: в нашей стране проведена инвентаризация выбросов парниковых газов, подготовлен национальный кадастр выбросов, создается реестр для регистрации переуступки прав на углеродные квоты. Украине это может обеспечить несколько миллиардов евро инвестиций в разваливающуюся промышленность и ЖКХ, поэтому Киотскому протоколу уделяют немалое внимание, результатом чего и стало соглашение Украины и Японии.

Рис.1. Прогноз изменения структуры выбросов парниковых газов в Украине по секторам Приложения А Киотского протокола [5]

В середине марта 2009 года Украина продала Японии квоты на выброс парниковых газов в объеме 30 миллионов единиц установленного количества. Цена единицы не разглашается, однако известно, что речь идет о нескольких сотнях миллионов евро. По данным Национального агентства экологических инвестиций, Украина располагает квотой на выброс парниковых газов в атмосферу в размере 4,5 миллиарда единиц на 5 лет, что может обеспечить 20-30% мирового спроса. При этом использует 2,8 миллиарда единиц. За 5 лет Украина может продать 450 миллионов единиц квот, что является весьма прибыльным делом в условиях мирового кризиса.

Таким образом, Киотский протокол открывает пути получения дополнительных инвестиций от участия в механизмах проектного финансирования и торговли квотами на выброс углекислого газа в условиях экономического кризиса. Для Украины потенциальный рынок финансовых услуг по осуществлению проектов, предусмотренных Киотским протоколом, на ближайшие годы оценивается экспертами примерно в 3-5 млрд. евро в год. Это оценка исходит их того лимита, который определен Правительством. В настоящее время на различной стадии готовности находятся 52 украинских проекта. Объем возможных сокращений этих проектов составляет более 103 млн. т углекислого газа. При нынешних ценах в условиях финансового кризиса на Единицы снижения выбросов (ЕСВ) финансовый ресурс в объеме 3-5 млрд. евро может оказать реальную помощь в выживании многих предприятий и довести начатые мероприятия до окончательного завершения.

Литература:

  1. Кіотський протокол до Рамкової конвенції Організації Об’єднаних Націй про зміну клімату (офіційний переклад) від 11.12.1997 / ООН. – 1997
  2. Заякинов Д. Киотский протокол стартует / Д. Заякинов // Киевские новости. – 2004. – № 214. –С. 3.
  3. Кузовенко В. Киотский протокол обязывает / В. Кузовенко // Бумага и жизнь. – 2007. – № 2 (78).
  4. [сылка более недоступна}
  5. [сылка более недоступна}