Каталог статей

Кирилюк Т.И., Омелаенко П.С.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Особенности миграции рабочей силы в Украине

В начале ХХІ века миграционная активность в мире приобретает глобальный характер. Масштабность миграции трудовых ресурсов представляет собой важную проблему современности как в политическом, так и в социально-экономическом аспектах. Становление в Украине рыночной экономики обуславливают необходимость изучения проблем украинской трудовой миграции. Исследованием проблем перемещения рабочей силы занимались многие ученые, такие как С. Рязанцев, О. Леонтенко, О.Малиновская, В. Новик, Ю. Олефир, С. Пирожкова, О. Позняк и другие, которые охарактеризовали основные черты, масштабы и важность миграционных процессов. Из года в год актуальность данной проблемы возрастает, что вызвано, прежде всего, негативными последствиями от миграции рабочей силы. Целью работы является исследование особенностей миграции рабочей силы в Украине. Задачи: проанализировать статистические данные о миграции рабочей силы в Украину и из нее; рассмотреть причины миграционной активности; изучить последствия миграции и предложить пути ее регулирования.

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения [1,с. 46] . В 2010 году в мире насчитывается около 215 млн. мигрантов, что составляет 3 % населения Земли. В Украине в 2009 году насчитывается 5,25 млн. иммигрантов (11,6 % населения). Основной иммиграционный поток идет из территории РФ – 30-35% общего трафика иммигрантов в Украину. Второе место занимает Молдова (19-21%), третье – Беларусь (14-15%) [2].

Масштабы и направления миграции трудовых ресурсов свидетельствуют о нестабильности общественного развития страны, уровня жизни населения, развития экономики. Вследствие кризисной ситуации, потребности в трудоустройстве, возможности применения своих интеллектуальных, творческих способностей, низкой реальной заработной платы и постоянных политической противоречий правительства из Украины выезжает более, чем 900 тыс. человек [2]. Существуют не только экономические причины миграционных процессов, но также причины гуманитарного, культурного, экологического, психологического, правового порядка, которые будут усиливаться по мере выравнивания уровней социально-экономического развития стран.

В 2011 году 17% граждан Украины имеют четкие планы (5,4%) или же задумываются об эмиграции (11,6%). В пересчете на абсолютные цифры приблизительно 1,2 млн. украинцев желают выехать именно в страны Шенгенской зоны. Украина находится на 5 месте в мире по миграции. В 2011 году 14,5% трудоспособного население пребывает за пределами страны, что составляет 6,5 млн. человек. В то же время, по официальным данным, за рубежом в данное время трудится лишь 2-3 млн. украинцев [2]. Негативным фактором в условиях кризиса является увеличение мигрантов в Украину. Проведенные исследования свидетельствуют, что сейчас в стране насчитывается от 5,1 до 6,8 млн мигрантов, имеющих различный статус пребывания в Украине. При этом бюджет страны ежегодно недополучает около 2 млрд. дол. от неучтенного труда нелегалов. В то же время, за пределы страны ежегодно пересылается и вывозится 40-45 млрд. грн. С одной стороны, неучтенные мигранты лишают украинцев рабочих мест. С другой, - от 2 до 6 млн. наших сограждан находятся на заработках за границей.

В Донецкой области движение населения происходит из малых городов и рабочих поселков в крупные города (до 40% мигрантов). Наблюдается перемещение из сельской местности в города, преимущественно крупные (около 30%). Примерно половину из этого количества (15%) составляют переезжающие из депрессивных городов в основном малых и средних шахтерских городов, где закрыты шахты. Еще 10% переезжают из одной местности в другую. Менее 5% переселенцев покидают крупные города в поисках жилья в малых городах. В крупные города осуществляется внутренняя миграция населения возрастом от 17 до 25 лет в поисках образования и трудоустройства [2]. За счет внутренних миграций в Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Запорожской областях в 2010 г наблюдается отрицательный прирост населения.

Миграция имеет как отрицательные, так и положительные последствия. Трудовая миграция является тем фактором, который снижает давление безработицы на внутренний рынок труда, то есть уменьшает уровень социального напряжения в обществе; повышает профессиональную самореализацию и получение высокого дохода. Положительным следствием трудовой миграции является возможность накопления начального капитала за границей с целью дальнейшего открытия собственного бизнеса в Украине [3]. Наряду с очевидными плюсами экспорт рабочей силы имеет отрицательные последствия для национального хозяйства, и, в первую очередь, выезд из страны высококвалифицированных специалистов. Основными каналами "утечки умов" являются, во-первых, отбор иностранных студентов и аспирантов зарубежными университетами, которые предлагают перспективным учащимся продолжить научно-производственную деятельность за рубежом, а, во-вторых, приглашение уже опытных специалистов для работы в отделения международных компаний, размещенные в данной стране, либо напрямую в структуры за ее пределами. Все перечисленные причины приводят в совокупности к следующим последствиям: изменяется половозрастная структура населения. Иммиграция улучшает половозрастную структуру принимающего сообщества, а эмиграция — ухудшает [4]; ухудшается квалификационная структура рынка труда Украины из-за нерешенности проблемы «утечки умов»; происходит усугубление региональных диспропорций, что является проблемой для евроинтеграционных устремлений Украины, поскольку одним из способов упорядочения внешней миграции является ее международно-правовое регулирование, а следовательно, государство обязано формировать собственную миграционную политику, а также разрабатывать национальное законодательство, отвечающее миграционным требованиям Евросоюза.

Выходом из сложившейся ситуации могут служить механизмы управления освоенческими процессами. Среди них: 1) создание «городов развития» в депрессивных районах. На периферии для стимулирования перераспределения население для них можно использовать ряд стимулов: безвозвратные денежные ссуды, помощь в открытии частного дела, повышенные ипотечные ссуды. Подобный опыт широко был использован в Израиле; 2) изменять хозяйственную специализацию территории, в частности размещать различные другие виды производства на месте закрытых шахт Донбасса. Подобный опыт был применен в Германии в Рурском бассейне, где на месте выработанных шахт и заброшенной инфраструктуры был создан туристический комплекс [4]; 3) реализовывать крупные (трансконтинентальные) транспортные проекты, используя выгодное транзитное месторасположение страны с массовым привлечением рабочей силы.

В заключение можно отметить, что миграция, как процесс, оказывающий влияние на все сферы жизнедеятельности общества и государства оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие. На национальном уровне регулирование миграции должно осуществляться следующими органами: Министерством труда (следит за использованием иностранной раб. силы); Министерством юстиции (служба иммиграции, и др. службы пограничного контроля); Министерством иностранных дел (консульское управление выдает въездные визы); национальными миграционными службами; посредническими миграционными фирмами.

Основные методы регулирования международной миграции рабочей силы:

  1. Административно-правовые: меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране; действие национальных служб иммиграции в т.ч. контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на время пребывания иммигрантов в стране); меры межправительственных соглашений регулирования миграции рабочей силы.
  2. Экономические: привлечение иностранных рабочих – предоставление работы, высокой зарплаты, жилья и медобслуживания, получение образования; выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.

Государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Регулирование иммиграции заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Литература

  1. Нагорнова О. Прогнозування демографічних процесів і міждержавної трудової міграці, як компонент формування зовнішньоекономічної діяльності України. [Текст] / О. Нагорнова, С. Ожема [Учебник]. - Львів: Вісник Львівського університету. Серія економічна, 2006. - С. 46- 58.
  2. Гайдуцький А.Г. Масштаби потоків міграційного капіталу в Україні [Текст] / А.Г.Гайдуцький // Вісник НБУ. - 2007. - № 10. - С. 11-15.
  3. Державний комітет статистики України: [Електронний ресурс]. - Режим доступу: [сылка более недоступна}
  4. Розміщення продуктивних сил і регіональна економіка [Текст]. Підручник. / [Дорогунцов С.І., Заяць Т.А., Пітюренко Ю.І. та ін.]. [Підручник]. - К.: КНЕУ, 2005. - 998 с.