Каталог статей

Т.К.Бекжанова
Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им.Ш.Есенова, Республика Казахстан

Скрытая экономическая деятельность в Казахстане

Основным критерием, отражающим налоговую нагрузку экономики в международной практике, принято считать отношение суммы поступивших налогов к ВВП страны. Этот показатель наглядно показывает, какую часть произведенного в стране валового дохода использует государство для реализации своих функций. Оптимальная сумма для развитых экономики составляет около 35 % от ВВП. Для стран, которые в качестве приоритета поставили политику высоких темпов экономического роста и притока прямых инвестиций в страну, уровень налоговой нагрузки значительно ниже и колеблется от 20 % до 26 %.

Главным экономическим приоритетом Стратегии развития «Казахстан-2030» является обеспечение высоких темпов экономического роста за счет привлечения в страну прямых иностранных инвестиций и технологий. Вследствие этого при формировании Налогового кодекса Правительство Республики Казахстан определило в качестве главного приоритета своей фискальной политики, обеспечение высокой эффективности государственных затрат, что позволило установить ставки налогообложения, обеспечивающие реализацию долгосрочных стратегических приоритетов развития.

В ходе реализации модели экономического реформирования, включающей в себя массовую форсированную приватизацию, стремительную либерализацию цен, слабую политику кредитования, жесткий налоговый прессинг на производство, отсутствие действенных программ развития малого и среднего бизнеса, в Казахстане сложился дестимулирующий механизм легальной экономической деятельности, вытесняющий эту деятельность в тень.

В государствах Европейского союза на тысячу жителей приходится от 40 до 60 предприятий, в Казахстане же - только 18,1. Для сравнения, даже в Киргизии, которая уступает Казахстану по численности населения, данный показатель составляет 38 компаний на тысячу человек. Малый и средний бизнес - основа экономики большинства развитых стран. «Предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают в среднем около 65% ВВП, а также создают около 70% всех рабочих мест» [1].

Казахстанские предприниматели столь слабое развитие бизнеса объясняют несколькими причинами: во-первых, высокими налоговыми ставками; во-вторых, отсутствием необходимых оборотных средств, что фактически означает отсутствие в Казахстане отлаженной системы кредитования малого и среднего бизнеса; в-третьих, недостаточным вниманием со стороны государства к проблемам предпринимателей; в-четвертых, высоким уровнем коррупции в государственных учреждениях, а также распространением коррупции в частном секторе.

Отсутствие условий для развития малого бизнеса привело к сокращению этого важного для страны сектора экономики Казахстана. С 90-х годов развитие малого предпринимательства практически остановлено, не используются возможности для роста производства товаров и услуг, занятости населения, в экономику не вовлекаются значительные ресурсы.

Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан проведены исследования по изучению проблем административных барьеров, которые возникают у потребителей государственных услуг при взаимодействии с государственными органами.

Возникновение искусственно создаваемых барьеров обусловлено, в первую очередь, несовершенством действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс предоставления государственных услуг. Значительная часть законов и подзаконных актов отличается ведомственной специфичностью, усложненностью и требует дополнительных разъяснений, угодных только авторам нормативных правовых актов. Особенно это проявляется при взаимодействии предпринимателей с государственными органами в процессе лицензирования, сертификации и стандартизации, налогообложении и т.д.

Предприниматели и население регионов испытывают значительные трудности при отстаивании своих законных прав в случае возникновения разногласий с естественными монополистами, предоставляющими коммунальные услуги в области тепло-, водо- и энергоснабжения.

При предоставлении услуг для сотрудников многих органов характерно злоупотребление служебным положением в форме вымогательства. По мнению потребителей, этим особенно отличаются фискальные органы (налоговая и таможенная службы), работники акиматов и пожарной охраны. Для работников акиматов особенно характерно принуждение предприятий к оказанию благотворительности, а также других несвойственных бизнесу оплат.

Население и предприниматели сталкиваются с трудно преодолимыми препятствиями, связанными с тем, что при необходимости не имеют возможности оспорить действия государственных служащих. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что только 4 % из числа опрошенных подавали жалобы из-за неполучения услуг и только 1,5 % - на плохое обращение с ними со стороны чиновников [2]. По мнению предпринимателей и населения, требования представителей государственных служб часто носят субъективный характер. Это происходит из-за несовершенства инструкций и нормативов, которые должны определить их важность. При этом потребитель не имеет возможности ознакомиться с соответствующими правилами, нормативами, инструкциями и другими документами, регламентирующими деятельность вышеперечисленных органов, их полномочия и ответственность, права и обязанности, как государственных органов, так и потребителей.

Сущность теневой экономики в Казахстане - ответная реакция предприятий на различные условия конкуренции, которые возникли в результате глобализации. К моменту прихода на казахстанский рынок фирм с зарубежным капиталом у казахстанских предприятий не было накоплений, и единственный путь конкуренции с зарубежными инвесторами - это интенсивная деятельность в теневом секторе.

Скрытая экономическая деятельность предоставляет почву для нечестной конкуренции. Если не пытаться ограничить теневую экономику, то в государстве увеличится уровень коррупции и преступности. Если теневая экономика будет прогрессировать и развиваться быстрее, чем официальная экономика, это станет слишком опасно, так как власть будет уходить в другие руки, тех, кто будет пытаться диктовать свои условия.

Казахстанские предприниматели признают, что теневая экономика создает неравные условия для конкуренции. Но неодинаковые условия для конкуренции возникают непрерывно. Предприятия с зарубежным капиталом, или монополисты, имеют большие возможности для завоевывания рынка. В период, когда в наибольшей части национального богатства происходит смена собственников, появляются широкие возможности для разнообразных нарушений. В результате приватизации сформировался слой собственников и предпринимателей. Остальные не способны выдерживать конкуренцию на рынке, так как нет денег ни на новые технологии и технику, ни на коллективный менеджмент.

Изменения в налоговом законодательстве и существенное изменение «Закона о труде», усиление контроля за предпринимательской деятельностью со стороны государственных органов привели к тому, что резко увеличились расходы и, как результат, исчезла прибыль - важнейший стимул для предпринимательской деятельности. Единственно возможный способ в этих условиях иметь выгоду - иметь ее в какой-нибудь другой форме. И так как очень многие, в особенности руководители и собственники малых предприятий, такой стремительный рост расходов считают необоснованным, то следствием этого является фактический отказ увеличить расходную часть. В первую очередь, так как нет доходов, за счет которых можно компенсировать расходы. Во-вторых, придерживаясь законодательства и соблюдая все правила, исчезает главная цель предпринимательства - прибыль. Следствие такой деятельности - возврат предприятий в теневой сектор и психологическое основание тому, что владелец небольшого или среднего предприятия может получить выгоду только в теневом секторе. В связи с этим многие предприниматели считают, что в данных правовых и экономических условиях безопаснее осуществлять предпринимательскую деятельность без какой-либо регистрации. Работа без официальной регистрации позволяет быстрее перепрофилировать деятельность, быстрее реагировать на конъюнктуру рынка. Официальная регистрация деятельности означает регулярную отчетность государственным службам. В том случае, если деятельность перестала быть выгодной и предприниматель не имеет возможностей для ее дальнейшего осуществления, у него остаются обязанности перед государственными службами по закрытию фирмы. Степень ухода бизнеса в теневой сектор экономики должна восприниматься как тест, показывающий на правильность проводимой налоговой политики, методов государственного регулирования, параметров правовой системы и экономической политики в целом.

Литература:

  1. Финансы Казахстана// статистический сборник , 1990-2007
  2. Вишневский В.. Дипницкий Д. Оценка возможностей снижения налоговою бремени в экономике //Вопросы экономики. №2, 2000. С. 107-116.