Каталог статей |
К.э.н. И. В. Усков Донецкий национальный университет Децентрализация как основа становления финансово самостоятельных местных органов властиСтановления эффективной системы местных финансов предусматривает развитие бюджетной децентрализацией. Бюджетная децентрализация предусматривает эффективное и обоснованное разграничения доходных источников и расходных полномочий между уровнями власти, создание финансово самостоятельных местных органов власти, обеспечивающих в полном объёме финансирования социальных и инвестиционных проектов и программ на подведомственной территории. В условиях бюджетной децентрализации органам местной власти предоставляются полномочия по установлению базы налогообложения, определения ставок по отдельным местным налогам и сборам, ведению налоговых льгот с целью стимулирования отдельных отраслей экономики на местном уровне, определению структуры расходов. Бюджетная децентрализация способствует наиболее эффективному удовлетворению общественных потребностей населения росту их благосостояния, повышает ответственность распорядителей бюджетных средств по рациональному и обоснованному финансированию социально-экономических программ на местном уровне, способствует усилению общественного контроля над целевым использованием ограниченных бюджетных ресурсов. Эффективность бюджетной децентрализации обеспечивается обоснованностью и своевременностью проведения реформ в бюджетно-налоговой сфере. Бюджетная децентрализация способствует укреплению экономического потенциала территории, обеспечению создания дееспособной системы государственного и муниципального финансового контроля над формированием и расходованием бюджетных средств на местном уровне. Бюджетный федерализм в узком понимании – это эффективное и обоснованное распределения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетов. В широком понимании бюджетный федерализм представляет собой сложную систему экономических отношений возникающих между уровнями государственной, региональной и местной власти с целью эффективного распределения доходных источников, расходных полномочий, межбюджетных трансфертов для обеспечения социально-экономического развития регионов и государства в целом. В Украине использования модели бюджетного унитаризма не позволяет обеспечить финансовую самостоятельность местных органов власти, способствовать эффективному регулированию и стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований. Принятия нового Бюджетного кодекса Украины, не создаёт предпосылки по внедрению эффективной и обоснованной модели бюджетной децентрализации. Украинские ученые считают, что теория бюджетного федерализма является научной базою для решения проблем местных бюджетов. При этом в условиях унитарного устройства страны принципы бюджетного федерализма не обеспечивают комплексное развитие системы местных финансов. Внедрения модели бюджетного федерализма в Украине ослабит эффективность проведения государственной бюджетной политике на местном уровне, систему финансового контроля над формированием, распределением и использованием бюджетных средств. В условиях бюджетного федерализма местные органы власти экономически сильных регионов Украины будут стремиться к усилению своей финансовой самостоятельности, что может привести к негативным политическим и экономическим последствиям для Украины. Для нашей страны необходима такая модель (концепция), в которой сочетались как принципы бюджетного унитаризма, так и принципы бюджетного федерализма. |