Каталог статей

К.э.н. И. В. Усков

Донецкий национальный университет

Децентрализация как основа становления финансово самостоятельных местных органов власти

Становления эффективной системы местных финансов предусматривает развитие бюджетной децентрализацией. Бюджетная децентрализация предусматривает эффективное и обоснованное разграничения доходных источников и расходных полномочий между уровнями власти, создание финансово самостоятельных местных органов власти, обеспечивающих в полном объёме финансирования социальных и инвестиционных проектов и программ на подведомственной территории.

В условиях бюджетной децентрализации органам местной власти предоставляются полномочия по установлению базы налогообложения, определения ставок по отдельным местным налогам и сборам, ведению налоговых льгот с целью стимулирования отдельных отраслей экономики на местном уровне, определению структуры расходов.

Бюджетная децентрализация способствует наиболее эффективному удовлетворению общественных потребностей населения росту их благосостояния, повышает ответственность распорядителей бюджетных средств по рациональному и обоснованному финансированию социально-экономических программ на местном уровне, способствует усилению общественного контроля над целевым использованием ограниченных бюджетных ресурсов.

Эффективность бюджетной децентрализации обеспечивается обоснованностью и своевременностью проведения реформ в бюджетно-налоговой сфере. Бюджетная децентрализация способствует укреплению экономического потенциала территории, обеспечению создания дееспособной системы государственного и муниципального финансового контроля над формированием и расходованием бюджетных средств на местном уровне.

Бюджетный федерализм в узком понимании – это эффективное и обоснованное распределения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетов. В широком понимании бюджетный федерализм представляет собой сложную систему экономических отношений возникающих между уровнями государственной, региональной и местной власти с целью эффективного распределения доходных источников, расходных полномочий, межбюджетных трансфертов для обеспечения социально-экономического развития регионов и государства в целом.

В Украине использования модели бюджетного унитаризма не позволяет обеспечить финансовую самостоятельность местных органов власти, способствовать эффективному регулированию и стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований. Принятия нового Бюджетного кодекса Украины, не создаёт предпосылки по внедрению эффективной и обоснованной модели бюджетной децентрализации.

Украинские ученые считают, что теория бюджетного федерализма является научной базою для решения проблем местных бюджетов. При этом в условиях унитарного устройства страны принципы бюджетного федерализма не обеспечивают комплексное развитие системы местных финансов.

Внедрения модели бюджетного федерализма в Украине ослабит эффективность проведения государственной бюджетной политике на местном уровне, систему финансового контроля над формированием, распределением и использованием бюджетных средств. В условиях бюджетного федерализма местные органы власти экономически сильных регионов Украины будут стремиться к усилению своей финансовой самостоятельности, что может привести к негативным политическим и экономическим последствиям для Украины.

Для нашей страны необходима такая модель (концепция), в которой сочетались как принципы бюджетного унитаризма, так и принципы бюджетного федерализма.