Каталог статей

К.э.н. Рыжих Л.В.

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия

Особенности дивидендной политики предприятия

Дивиденд представляет собой часть имущества компании, которую её собственник может получить по окончании очередного отчётного периода согласно решению высшего органа управления и в соответствии со своей долей в уставном капитале.

В качестве источника выплаты дивидендов может использоваться не только чистая прибыль отчётного периода, но и нераспределённая прибыль прошлых лет, что приводит к следующему очевидному выводу: дивиденды могут выплачиваться даже в случае убыточной текущей деятельности (естественно, такое не может продолжаться бесконечно). Таким образом, прибыль и дивиденды могут иметь разную динамику; при этом прибыль весьма вариабельна, в то время как дивиденды достаточно стабильны. Фирмы предпочитают придерживаться правила определённой стабильности дивидендной политики, для того чтобы избежать негативного сигнального эффекта.

Хотя формально на дивиденды может распределяться вся не изъятая ранее чистая прибыль фирмы, на практике при определении величины дивидендов обычно речь идёт о распределении чистой прибыли отчётного периода на два элемента: собственно дивиденды и прибыль, реинвестируемая в деятельность компании с целью поддержания заданных темпов расширения объёмов производства и внедрения новых инвестиционных проектов.

Политика выплаты дивидендов представляет собой упорядоченную систему принципов и подходов, которыми руководствуются собственники компании при определении той доли имущества компании, которую они считают целесообразным распределить в виде дивидендов по окончании очередного отчётного периода.

В отношении дивидендов термин «политика» вполне уместен, поскольку принятые в компании подходы в области распределения доходов чаще всего имеют стратегический, а не краткосрочный характер; эти подходы достаточно устойчивы и предсказуемы в том смысле, что они выдерживаются по ключевым параметрам достаточно длительное время. Определенная предсказуемость и стабильность дивидендной политики определяется желанием избежать негативного сигнального эффекта информации, смысл которого состоит в следующем: сведения о резких непредвиденных колебаниях в отношении выплаты дивидендов могут спровоцировать падение рыночной цены акций компании, за которым практически неизбежно последует ухудшение положения компании на рынке капитала, товаров, услуг.

Как и любое решение финансового характера, дивидендная политика должна способствовать достижению основной цели управления финансами коммерческой организации — максимизации благосостояния акционеров. Поскольку доход акционеров состоит из двух частей — дивиденды и доход от капитализации, при определении дивидендной политики приходится делать выбор между двумя на первый взгляд противоречащими друг другу вариантами действий [1]. С одной стороны, дивиденды представляют собой текущий денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно, т. е. акции представляют собой привлекательный вариант инвестирования. С другой стороны, выплата дивидендов чаще всего предполагает единовременный отток крупных денежных средств, т. е. уменьшение экономического потенциала предприятия, тогда как именно его наращивание в подавляющем большинстве случаев рассматривается как одна из наиболее важных стратегических целей компании. Кроме того, здесь возникают и проблемы текущего характера: в частности, необходимо иметь свободные средства в достаточном объеме, поддерживать требуемые уровни ликвидности и платежеспособности и т. п.

Дивидендная политика оказывает несомненное влияние на операции с ценными бумагами данной компании и на величину ее рыночной капитализации. Обычно акционеры предпочитают получать, а компании — выплачивать определенный доход в виде дивидендов. Можно выделить как минимум две причины этого. Во-первых, любой инвестор желает иметь как можно более быструю отдачу на вложенный им капитал. Руководствуясь принципом осторожности и делая выбор между возможностью получить некоторый доход сегодня и обещанием будущего дохода, возможно, и более крупного, но негарантированного, он отдаёт предпочтение текущему доходу, возможно, и малому, но гарантированному. Во-вторых, в силу многих факторов акционеры далеко не всегда способны оценить стратегическую целесообразность именно такого, а не иного распределения прибыли.

С позиции теории выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: во-первых, влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров; во-вторых, если влияет, то какова должна быть их оптимальная величина? Существуют три подхода в отношении дивидендной политики: теория Модильяни-Миллера, теория Гордона-Линтнера, теория Литценбергера-Рамасвами.

Согласно первому подходу, известному как теория иррелевантности дивидендов, дивидендная политика не влияет на ценность компании, иными словами, понятия оптимальной дивидендной политики как фактора повышения рыночной стоимости фирмы не существует в принципе. Поэтому дивиденды целесообразно выплачивать по остаточному принципу, то есть после того, как профинансированы все заслуживающие внимания инвестиционные проекты. Этот подход разработан с учётом ряда предпосылок, многие из которых имеют достаточно условный характер (например, отсутствие налогов, информационная симметрия на рынке капитала, равноценность дивидендного и капитализированного доходов и др.) [2].

В основе второй теории лежит принцип «синицы в руках», согласно которому повышение доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов, является привлекательным для акционеров и способствует стабильности положения компании на рынке капитала, товаров и услуг. В частности, регулярная выплата дивидендов ввиду уменьшения риска неполучения доходов приводит к снижению требуемой акционерами нормы прибыли, то есть к уменьшению значения средневзвешенной стоимости капитала (WACC) и, следовательно, к повышению рыночной стоимости фирмы.

В основе третьей теории заложены имеющиеся в отдельных странах различия в налогообложении дохода акционеров, получаемого в виде дивидендов, и капитализированного дохода. Поскольку в первом случае нередко ставка налогообложения выше, максимизация благосостояния акционеров достигается при относительно большей доле реинвестированной прибыли. Отчасти этим обстоятельством объясняется достаточная распространённость в странах рыночной экономики методики выплаты дивидендов по остаточному принципу, суть которой состоит в том, что при наличии фондов (источников) прежде всего финансируются приемлемые инвестиционные проекты, и лишь оставшаяся неиспользованной часть фондов направляется на выплату дивидендов.

В мировой практике разработан ряд стандартных методик распределения прибыли: постоянное процентное распределение прибыли (устанавливается целевое значение доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов); фиксированные дивидендные выплаты (регулярная выплата дивиденда на акцию в неизменном размере в течение продолжительного периода времени); выплата гарантированного минимума и экстра-дивидендов; выплата дивидендов по остаточному принципу (дивиденды выплачиваются в последнюю очередь, то есть после удовлетворения всех обоснованных инвестиционных потребностей компании); выплата дивидендов акциями.

При выплате дивидендов акциями величина дивиденда объявляется в процентах к текущей рыночной цене акции. В данном случае оттока денежных средств не будет, произойдёт лишь перераспределение балансовых статей в разделе «Капитал и резервы» - часть нераспределённой прибыли будет перераспределена между уставным капиталом и эмиссионным доходом. Очевидно, что благосостояние акционеров, равно как и их доли в капитале компании, не изменится, однако рыночная цена акции понизится пропорционально начисленным дивидендам. В отличие от выплаты дивидендов в денежной форме выплата дивидендов акциями более затратоёмка; этот метод используют либо в том случае, когда выплата дивидендов крайне желательна, но компания не располагает денежными средствами, либо в ситуации быстрого роста компании, когда инвестирование прибыли в собственное производство весьма рентабельно [1].

Поскольку дивидендная политика и курс акций взаимосвязаны, в мировой практике разработаны соответствующие варианты действий, в частности, дробление, консолидация и выкуп акций. Хотя цели этих действий могут быть различными – повышение рыночной стоимости акций фирмы, достижение целевой структуры капитала, приобретение контроля над компанией и др., однако все они имеют общую черту – сказываются на величине ожидаемых дивидендов.

Литература:

  1. Ковалёв В.В. Финансовый менеджмент. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.
  2. Лялин В.А., Воробьёв П.В. Рынок ценных бумаг: учебник. М.: Проспект, 2006.