Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н. Дьякова Е.Б. Волгоградский государственный университет, Россия Совершенствование механизма бюджетного регулирования неналоговых доходов бюджетовВ соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Налоговые и неналоговые доходы играют решающую роль в формировании доходной базы бюджета расширенного правительства Российской Федерации (около 99%) всех доходов, на долю налогов в 2008 году приходилось 70,3%, в 2009 году – 69,5%, в 2010 году – 71,6 %. Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ отличается от общероссийской (таблица 1), но в ней также преобладают налоговые и неналоговые доходы (порядка 70%). Таблица 1 – Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов в 2008-2010 гг.
*включают страховые взносы на обязательное социальное страхование Источник: составлено автором по отчетности Федерального казначейства, размещенной на официальном сайте. URL: www.roskazna.ru
В условиях бюджетной реформы был изменен состав неналоговых доходов, что привело к изменению механизма бюджетного регулирования неналоговых доходов. Теперь все доходы бюджетного сектора подлежат зачислению в бюджет и расходованию в соответствии с бюджетным законодательством. Сегодня в бюджетном законодательстве существуют различные подходы к определению состава неналоговых доходов бюджета. В трактовке Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы представлены доходами от собственности и внебюджетными источниками государственных и муниципальных организаций, в их составе отсутствуют крупнейшие доходные источники: доходы от внешнеэкономической деятельности, платежи при пользовании природными ресурсами, страховые взносы на обязательное страхование. Вместе с тем, в соответствии с бюджетной классификацией доходов бюджетов в ее состав включены как налоговые, так и перечисленные неналоговые доходы. Для эффективного бюджетного регулирования следует выделить следующие группы неналоговых доходов бюджета [2]:
Анализ распределения неналоговых доходов между бюджетами, показывает, что наибольший удельный вес (порядка 80 %) в неналоговых доходах бюджета расширенного правительства приходится на условные неналоговые доходы. Анализ в разрезе федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что почти все условные неналоговые доходы зачисляются в федеральный бюджет. Можно выделить особенности условных неналоговых доходов бюджетов: поступают в основном в доход федерального бюджета; имеют налоговый характер изъятий и по своей сути близки к налогам; большая часть (таможенные платежи и страховые взносы) фактически выводятся из бюджета в специальные фонды. Следовательно, с точки зрения развития территорий представляют интерес чистые неналоговые доходы (таблица 2).
Таблица 2 – Структура чистых неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов с учетом страховых взносов на обязательное страхование в 2008-2010 гг.
Источник: составлено автором по отчетности Федерального казначейства, размещенной на официальном сайте. URL: www.roskazna.ru
Из таблицы 3 видно, что наибольший удельный вес в неналоговых доходах консолидированных бюджетов приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от продажи нематериальных активов. Регулирование неналоговых доходов бюджета является составной частью бюджетного регулирования совокупных доходов. Особую значимость неналоговые доходы приобретают в условиях ограниченности налоговых полномочий того или иного уровня бюджетной системы. Важным неналоговым источником доходов должны стать доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Это неналоговые доходы поступают в бюджет в виде фиксированной платы за определенные услуги, предоставляемые органами власти или созданными ими организациями. Основным направлением повышения эффективности неналоговых доходов в России должно быть не увеличение масштабов приватизации, а управление собственностью. В России государству принадлежат приблизительно 50 тысяч юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), представляют их около 40% экономики. Из них свыше 35 тыс. юридических лиц находятся практически на полном бюджетном финансировании (школы, больницы, вузы, научно-исследовательские институты, федеральные казенные предприятия оборонного значения) [3]. Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 г. является собственником имущества 3517 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2950 акционерных обществ [5]. Таким образом, политика управления государственной (муниципальной) собственностью должна строиться на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства, а рост объемов доходов от оказания государственных (муниципальных) услуг должен основываться, прежде всего, на стратегии повышения их качества. Литература:
|