Каталог статей

к.э.н. Комшанов Д.С., студент 5 курса Дубинин В.С.
Великолукская государственная сельскохозяйственная академия

Комплексная оценка поддержки сельского хозяйства

Комплексная оценка всех видов поддержки сельского хозяйства измеряется в мировой практике показателями эквивалента субсидии производителя и эквивалента субсидии потребителя. Данные показатели рассчитываются как отклонение фактических условий формирования рыночных доходов от условий совершенной конкуренции, когда они определяются уровнем мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

В общем виде эквивалент субсидии производителя (PSE) является денежной оценкой трансферта, поступающего в сельское хозяйство в результате действия сельскохозяйственной политики в конкретном году. Этот показатель включает в себя как трансферт, поступающий от потребителя сельскохозяйственной продукции (через меры поддержки внутренней цены), так и трансферт от налогоплательщика (через расходование бюджетных средств). Таким образом, выделяют два типа поддержки рыночных доходов сельского хозяйства. Первый называется поддержкой рыночной цены и учитывает поддержку сельского хозяйства за счет повышенных цен, уплачиваемых потребителями сельскохозяйственной продукции. Размер поддержки рыночной цены (трансферт производителю за счет поддержки цены) на единицу продукции измеряется путем вычитания мировой справочной цены на тот или иной товар из внутренней справочной цены. Положительный ценовой разрыв означает субсидирование производителя на единицу продукции. Отрицательный ценовой разрыв означает таксацию производителя данной продукции и отражает выгоду потребителя сельскохозяйственной продукции.

Второй тип поддержки – бюджетная поддержка, которая включает те меры, которые не влияют непосредственно на уровень цен: прямые дотации к ценам, компенсации производственных затрат, бюджетные ассигнования на развитие инфраструктуры и т.д. Кроме дотаций, непосредственно отражаемых в бюджете, существуют субсидии, не отражаемые в нем напрямую, но учитываемые при расчете PSE (налоговые, тарифные льготы и т.д.). Выделяют совокупный, чистый, удельный и процентный PSE:

,

, , ,

где

PSEВ

- совокупный валовой эквивалент субсидии производителя;

PSEЧ

- совокупный чистый эквивалент субсидии производителя;

P

- справочная внутренняя цена на продукт, получаемая производителем;

PМ

- справочная мировая цена на продукт на границе в национальной валюте;

- объем производства продукта;

У

- удельный эквивалент субсидии производителя;

ПД

- прямые дотации производителям данного продукта;

С

- сборы с производителей данного продукта;

ПП

- все прочие меры бюджетной поддержки;

КК

- кормовой корректив для продукции животноводства, который учитывает определенные ранее субсидии производителям на продукцию растениеводства, потребленную в качестве кормов;

%PSE

- процентный эквивалент субсидии производителя.

Эквивалент субсидии потребителя (CSE) является показателем косвенного налогообложения потребителя в результате повышения внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, обеспечиваемых мерами поддержки рыночной цены. CSE является денежной оценкой трансферта от внутреннего потребителя к производителю и налогоплательщику, возникающего в результате конкретного набора мер сельскохозяйственной политики. Расчет включает измерение двух категорий: рыночного трансферта (трансферта от потребителя к производителю, возникающего в результате поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию) и прочего трансферта (бюджетных дотаций потребителям, осуществляемых как часть сельскохозяйственной политики). Выделяют совокупный, удельный и процентный CSE:

, , ,

где

СSEВ

- совокупный эквивалент субсидии потребителя;

PП

- условная цена потребителя на продукт (в РФ равна цене производителя «у ворот фермы»);

- объем потребления продукта;

У

- удельный эквивалент субсидии потребителя;

БД

- бюджетные дотации потребителю данного продукта;

%CSE

- процентный эквивалент субсидии потребителя.

PSE и CSE – это взаимосвязанные показатели. Меры по регулированию внутренних цен приводят к их отклонению мировых цен. Прямые бюджетные дотации потребителям из государственного бюджета частично компенсируют косвенный налог в случае позитивного трансферта производителю от потребителя. Прямые бюджетные дотации производителю и другие меры поддержки, которые осуществляются через бюджет, повышают фактическую цену, получаемую производителем, однако не повышают цену для потребителя.

Таблица 1 – Совокупные процентные PSE и CSE по России, 1986-2007 годы

Год

Отношение PSE к выручке от реализации сельхозпродукции (%PSE), %

Отношение CSE к общим расходам на потребление (%CSE), %

1986

98

-54

1987

97

-52

1988

91

-49

1989

86

-48

1990

80

-43

1991

61

-50

1992

-105

172

1993

-26

72

1994

-9

45

1995

21

-1

1996

32

-18

1997

26

-20

2000

11

-7

2001

9

-10

2002

13

-16

2003

18

-16

2004

21

-20

2005

16

-17

2006

20

-22

2007

14

-22

В советский период уровень поддержки рыночной цены был очень высоким, чистый процентный PSE в период 1986–1990 гг. составлял в среднем 90% (таблица 1). В период 1986–1991 гг. высокие внутренние цены устанавливались централизовано в рамках плановой системы, они были изолированы от мировых цен государственной монополией на внешнюю торговлю. Поэтому измерение ценового разрыва, заложенного в основу расчета уровня поддержки рыночной цены, охватывает все меры, применяемые в этот период, включая установление фиксированных цен и наценок на различных стадиях продовольственной цепочки, а также установление обменного курса. Бюджетная поддержка в советский период была также очень высокой, особенно в виде льготных кредитов и компенсации производственных затрат. В период 1986–1991 гг. потребительские дотации компенсировали часть рыночного трансферта (примерно 1/3) от потребителей к производителям, возникавшего как результат советской политики поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию. Поэтому косвенный налог на потребителя (%CSE) был гораздо ниже уровня чистого %PSE. Поскольку основная доля CSE приходилась на рыночный трансферт, изменение общего CSE зеркально отражало динамику поддержания рыночной цены. С переходом к рыночной экономике ситуация резко изменилась. Уровень поддержки доходов сельского хозяйства значительно снизился и уступает уровню поддержки в развитых странах.

Эволюцию поддержки сельского хозяйства, как ее отражает показатель PSE, можно разбить на следующие этапы: очень высокий уровень в советский период; негативный в начале переходного периода; растущий в 1995–1997 гг.; снижающийся с 1998 года; относительно стабильный в 2003-2007 гг.