Каталог статей

Муханова Ю.А. к.е.н., доцент Головінов О.М.
ДонНУЕТ

Основные причины неэффективного корпоративного управления крупными государственными предприятиями

Любая организация является экономически интегрирующей подсистемой - целостным объектом, объединяющим множество социально-экономических процессов и связей, и достигающим прибыльности через многие факторы деятельности. В современных условиях совершенствование корпоративного управления стало одним из решающих факторов социально-экономического развития. Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному использованию корпорацией своего капитала. Современная корпорация - это материнская компания с сетью дочерних компаний и филиалов с различным юридическим статусом и уровнем самостоятельности.

В настоящий момент государство является наибольшим владельцем корпоративных прав, компаний. Следует отметить, что в корпоративном секторе экономики производится 75% ВВП и сосредоточено более 60% промышленно-производственного потенциала. В то время как уровень управления государственными корпоративными правами значительно отстает.

Наше государство, как собственник, если и вкладывает денежные средства, то только в ограниченное число отраслей. Бюджетные ассигнования в общей сумме инвестиций составляют всего 6,2%.

Управление государственными корпоративными правами являются составной общего процесса управления государственной собственностью, однако имеет свою специфику, свои экономические, организационные и законодательные особенности. Специфика состоит в том, что государство в большинстве случаев имеет ограниченное влияние на деятельность предприятий, в которых она имеет свою долю.

На сегодняшний день корпоративные права государства - это портфель, сформированный в течении 13 лет приватизации за счет закрепления за государством пакетов акций, а также за счет недораспроданных корпоративных прав, которые стали непривлекательными для бизнеса.

Существующая законодательная база не позволяет эффективно распоряжаться этим государственным имуществом. Вместо ее изменения из года в год ставится здание реализовать мелкие пакеты акций, убыточные объекты, которые не пользуются спросом покупателей по тем правилам, которые сложились на сегодняшний день. Следовательно, государство не является эффективным собственником. И поэтому возникают основные причины неэффективного управления государственной собственностью:

  • отсутствие законодательной базы, а также устаревание действующей;
  • отсутствует необходимый учет объектов государственной собственности, который используется в сфере хозяйственной деятельности, и достаточная информация про эти объекты.
  • обеспечение функционирования Единого реестра объектов государственной собственности является одной из проблем, которая требует решения согласно Программы «Собственность народа» (утвержденная Постановлением КабМина Украины № 413 от 03,06,05).
  • отсутствие комплексного подхода к управлению государственной собственностью отразилось на определении этой границы, до которой необходимо осуществлять демонтаж государственной собственности, и осмысленность полной приватизации предприятий, которые имеют стратегическое назначение для экономики государства.
  • как показала практика, формальная передача прав собственности не обеспечивает эффективности в производстве товаров, предоставлении социальных гарантий. В какой мере та или иная форма собственности создает (или не создает) благоприятные условия для решения общегосударственных проблем, измерителем которых является благосостояние каждого отдельного члена сообщества, - именно это должно быть точкой отсчета при решении вопросов относительно сроков и объемов приватизации.
  • в случае продажи государственного контрольного пакета акций, государство теряет возможность и право направления деятельности предприятия на исполнение необходимых обществу функций, сохраняя только возможность действовать как обычный акционер, и осуществлять управление государственными корпоративными правами.
  • нерациональная структура корпоративных прав государства, которая сложилась в первую очередь в связи с отсутствием четкой стратегии приватизации в предыдущие годы;
  • отсутствие в большинстве случаев реальных показателей влияния государства на деятельность объектов, в которых она владеет определенной долей;
  • низкий профессиональный уровень управления корпоративными правами со стороны уполномоченных органов государства и их представителей;
  • недостаточная ответственность за качество управления;
  • отсутствие источников финансирования со стороны государства для обеспечения ее части в случае привлечения дополнительных средств для увеличения собственного капитала.

Для того, что бы в Украине корпоративное управление на порядок выросло необходимо подкорректировать и улучшить все выше перечисленные недостатки корпоративного управления, а в особенности усовершенствовать нормативно – правовую базу. Что послужит фундаментом для управления крупными промышленными корпорациями в Украине.

Литература

  1. Кукура С.П. Теория корпоративного управления. - М. 2004.
  2. Корпоративное управление крупными промышленными предприятиями: современное состояние и актуальные проблемы/В. Мокряк, Э.Мокряк// Экономика Украины. – 2007. –№8 – с. 19-27