Каталог статей

Аспирант Старенков М.Ю.

Южный Федеральный Университет, Россия

Оценка влияния кризисных тенденций на развитие сферы финансовых услуг в Российской Федерации

Под финансовой услугой Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» понимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц.[1] В качестве финансовых услуг рассматриваются осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

По определению Е. В. Подкатиловой, финансовая услуга - это социально-экономическая категория, связанная с трансформацией денежных средств в денежный капитал юридических и физических лиц на банковском, страховом и инвестиционном рынках, а также иные услуги финансового характера. В свою очередь, объект финансовых услуг - это то, по поводу чего возникает услуга как отношение, т. е. ценная бумага, страховой полис, безналичные расчеты, банковские кредиты и т. д.[5]

Сущность рынка финансовых услуг состоит в том, что он отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово-кредитного механизма (в части его институтов) между субъектами хозяйствования и не имеет вещественной формы, поскольку его субстанцией на рынке финансовых услуг являются правоимущественные отношения.[3] При этом рынок финансовых услуг подразумевает деятельность финансовых посредников (коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, паевые фонды; финансовые компании, федеральные агентства), аккумулирующих денежные средства инвесторов.[7] Финансовое посредничество является важнейшим видом деятельности на рынке финансовых услуг, так как обеспечивает превращение объемных, временных и территориальных параметров сбережений в инвестиции требуемых параметров. Перетекание ресурсов из сферы избыточного сбережения в сферу недостаточных инвестиций обеспечивает повышение эффективности производства.[4]

В этой связи рассмотрим функционирование основных секторов отечественного рынка финансовых услуг сквозь призму трансформации деятельности важнейших групп финансовых посредников, обусловленную влиянием последствий глобального финансового кризиса.

Отметим, что финансовый кризис коренным образом изменил практически все базовые институты российской финансовой системы.

Во многом это было обусловлено тем, что финансовый кризис в РФ приобрел ряд отличительных особенностей по сравнению с общемировыми кризисными процессами, состоящих в следующем:[8]

  1. Накопленным финансовым и банковским резервам противостояли значительные дисбалансы на товарных рынках, а «сырьевые» сократились в связи со снижением мировых цен и замедлением темпов потребления этих товаров.
  2. Кризис ликвидности протекал при одновременном ускорении темпов инфляции.
  3. Самодостаточность национальной финансово-банковской системы оказалась ниже ожидаемого уровня.

Cложившаяся структура российского банковского сектора во многом нетипична для бывших социалистических стран, характеризуясь следующими ключевыми особенностями национального рынка финансовых услуг:[9]

  • доминирующее положение государственных кредитных организаций на основных рыночных сегментах;
  • умеренное представительство иностранных банков;
  • большое число кредитных организаций, обладающих незначительными по величине рыночными долями.

Разразившийся в середине 2007 года глобальный финансовый кризис нарушил поступательное развитие рынка: в 2008 году впервые за 4 года банковский сектор испытал существенный отток средств населения.

В условиях кризиса 2008 года значительная часть банков пошла на повышение процентных ставок по вновь привлекаемым вкладам. Рост стоимости заемных источников и острая борьба за вкладчиков в первой половине 2009 года привели к небывалому росту процентных ставок: в отдельных банках они доходили до 20-22% годовых.

Необходимо сказать, что определенную популярность в условиях финансовой нестабильности приобрели банковские продукты, обеспечивающие вложение средств в драгоценные металлы. Во многом, это обусловлено тем, что золото и другие драгоценные металлы считаются надежной формой частного инвестирования.

Отметим, что в докризисный период российские банки постепенно наращивали объемы кредитования предприятий и граждан в регионах, более половины привлеченных на депозиты средств банки направляли на кредиты местным хозяйствующим субъектам. Но после начала кризиса большая часть привлеченных средств перестала использоваться банками для кредитования.

К системной рекапитализации банковского сектора в России приступили довольно поздно, когда выяснилось, что накачка капиталом государственных банков не заменит аналогичных мероприятий по отношению ко всей банковской системе. Однако, неизбежный в условиях экономического спада рост «плохих долгов» потребовал проведения ре­капитализации банков, но не точечной, как это было сделано, а системной. Однако этого не произошло. В итоге частные банки, оказавшись без капитальной базы, способной покрыть убытки от списания «плохих долгов», стали резко сокращать кредитный портфель.[11]

К весне 2010 г. для обеспечения потенциальных убытков по «плохим» кредитам банками были сформированы резервы на сумму порядка 2 трлн. руб., и именно проблема качества ранее выданных кредитов является одной из основных причин кредитного «сжатия» в экономике России.[6]

Все вышесказанное свидетельствует о том, что отечественный банковский сектор в целом преодолел последствия глобального финансового кризиса, однако, последний явственно высветил большой круг проблем, существующих в цепочке взаимоотношений «банк - клиент».

Одним из вариантов управления финансовыми ресурсами является передача их в доверительное управление. В данном случае, с частным управляющим или управляющей компанией заключается договор на доверительное управление средствами и составляется инвестиционная декларация, в которой определены требования к составу и структуре инвестиционных продуктов, а также размер вознаграждений и прочие детали взаимодействия управляющего и инвестора.

Риск потерь при таком инвестировании ограничен, т.к. в договор можно включить требования, накладывающие на управляющего ответственность за убытки или же просто прописать максимальный размер убытков по счету, по достижении которого договор расторгается. Доходность в данном случае будет зависеть от квалификации управляющего, а также от расходов, с которыми придется столкнуться.

Основными причинами, побуждающими инвесторов вкладывать средства в инвестиционные фонды, являются:[10]

  1. профессионализм управление портфелем;
  2. высокая степень диверсификации;
  3. снижение трансакционных расходов;
  4. ликвидность инвестиций.

Необходимо отметить, что негативное влияние мирового финансового кризиса ощутили и отечественные ПИФы. Так, произошло почти полное обнулению общих фондов банковского управления «Премьер» под управлением Юниаструмбанка, пайщики которых потеряли до 95% вложенных средств. В 2009 г. обанкротилась одна из старейших управляющих компаний России «Пиоглобал эссет менеджмент», а всего в 2009 г. пайщики паевых инвестиционных фондов отозвали более 10 млрд. руб. вложенных средств.

Ухудшение ситуации на финансовых рынках выявило целый комплекс проблем, связанных с коллективными инвестициями в России. Несмотря на чрезмерно высокие по мировым меркам комиссионные, коэффициенты Шарпа и Альфы у многих российских паевых фондов имели недопустимо низкие, а порой даже и отрицательные значения.[6]

Тем не менее, по итогам 2010 года рынок ПИФов преодолел кризисные тенденции. Из 381 открытого фонда стоимость паев за год удалось увеличить 378 ПИФам. Индексные ПИФы акций в 2010 году прибавили в стоимости 22,5%. Паи фондов акций подорожали в среднем на 30,8% и показали наилучший результат среди всех категорий открытых ПИФов. Паи фондов смешанных инвестиций подорожали на 19,1%. Фонды облигаций в среднем прибавили 10,9%. ПИФы денежного рынка показали по итогам работы за год прирост стоимости пая, равный в среднем 7,0%.[12]

Еще одной отраслью финансовой сферы, существенным образом пострадавшей от кризиса, стало страхование. За два посткризисных года доля граждан, пользующихся услугами страховых компаний, снизилась в 1,5-2 раза. Уменьшилась даже продажа полисов Обязательного Страхования Автогражданской Ответственности (ОСАГО). Наибольшее снижение (более чем в 2 раза) зафиксировано в сегменте корпоративного страхования и добровольного медицинского страхования.

Значительный урон рынку страхования нанесли финансовые трудности и банкротства ряда страховых брокеров, работающих по агентским договорам. С началом кризиса ряд страховых посредников стал все больше задерживать перечисление собранных от клиентов денег и возврат бланков формально не оформленных полисов.[6]

Сборы страховых премий по добровольным видам страхования снизились на 10% в 2009 году по сравнению с 2008 годом, в то время как выплаты увеличились на 17%. [2]

Кризисный спад на рынке акций и корпоративных облигаций вместе с низкими процентными ставками по государственным облигациям показали уязвимость страхового сектора, связанную с фиксированными контрактами ежегодной ренты, в соответствии с которыми компании страхования жизни согласны предоставлять пожизненные гарантии дохода бенефициару с момента начала аннуитета.

Во втором полугодии 2010 года российский страховой рынок вернулся к докризисным темпам роста. При этом начался рост в целом ряде ранее стагнировавших видов страхования имущества и настоящий бум в личных видах страхования. Совокупные страховые премии в номинальном выражении выросли по сравнению с 2009 годом на 8,6%, прирост по сравнению с 2008 годом составил 0,5%.[13]

Таким образом, подводя итог проведенного анализа, можно констатировать, что финансовый кризис отчетливо показал, что в условиях нестабильности клиенты большинства участников рынка финансовых несут серьезные риски, связанные с их устойчивостью. Крупной проблемой для всего рынка стало отсутствие существенных долгосрочных пассивов и высокая зависимость от краткосрочного финансирования, что в условиях кризиса привело к банкротству или серьезным трудностям у многих участников рынка финансовых услуг.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. // Российская газета. – 1999, 29 июня
  2. Баранов Е. А. Савчук М. В. Основные этапы создания программы лояльности клиентов в автостраховании // Страховое дело. – 2010, № 10. – С. 22.
  3. Желтоносов В. М., Спружевникова М. К. Банковская деятельность и рынок финансовых услуг в регионе // Финансы и кредит. – 2001, № 13. - С. 7.
  4. Курманова Л. Р., Закирова Э. О. Роль банковских инноваций в развитии экономики // Вестник Чувашского университета. – 2009, № 1. – С. 53
  5. Подкатилова Е. В. Рынок финансовых услуг и его место в структуре финансового рынка // Нефтегазовое дело. – 2006, № 1. – С. 36.
  6. Придачук М. В. Проблемы и перспективы посткризисного развития российской финансовой отрасли // Финансы и кредит. – 2010, № 25. – С. 24-26.
  7. Семилютина Н. Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). - М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 77.
  8. Сенчагов В. К. Финансовый кризис: механизм преодоления // ЭКО. - 2009. № 1. - С. 53.
  9. Хандруев А. А. Конкурентная среда и модернизация структуры российского банковского сектора // Банковское дело. – 2010, № 11. – С. 18.
  10. Хмыз О. Финансовые посредники в США // Мировая экономика и международные отношения. – 2003, № 3. – С. 119.
  11. Банковский сектор в первом полугодии 2009 года // www.raexpert.ru//bank_sector_2009_1p.pdf.
  12. Годовой обзор паевых инвестиционных фондов // www.agana.ru.
  13. Итоги 2010 года на рынке страхования: Через кризис к модернизации // www.raexpert.ru/researches/ insurance/through_crisis.