Каталог статей |
Панышко О.В., Нестеренко Л.А. Разработка и обоснование маркетинговой стратегии и тактики при реструктуризации предприятияПроисшедшие в результaтe перехода к рыночным отношениям изменения в условиях внешней среды привели к тому, что многие отечественные предприятия оказались в кризисном состоянии, выход из которого может обеспечить проведение их реструктуризации. Реструктуризация предприятия - это осуществление организационно-экономических, правовых, технических мероприятий, направленных на изменение структуры предприятия, его управление, формы собственности, организационно-правовой формы, с целью финансового оздоровления предприятия, увеличения объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышения эффективности производства. Реструктуризация предусматривает: проведение углубленного анализа состояния предприятия; определение стратегической цели или миссии; разработку стратегии, обеспечивающей достижение стратегической цели и на ее основе - плана реструктуризации и бизнес - планов; внедрение мероприятий реструктуризации; контроль, анализ результатов внедрения, их корректировка[1]. При разработке плана реструктуризации предприятия особая роль принадлежит планированию маркетинговой деятельности, т.е. разработке маркетинговой стратегии и тактики. Маркетинговая стратегия разрабатывается на основе комплексного исследования рынка по таким направлениям:
Разработка маркетинговой cтpaтегии и тактики предусматривает: 1. Определение маркетинговых целей, подчиняющихся стратегическим целям предприятия. 2. Выдвижение маркетинговых стратегий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей; оценку альтернативных вариантов и выбор наиболее оптимального. 3. Определение мероприятий маркетинговой тактики: мер, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, создание новых товаров, оптимизацию товарного ассортимента, продление жизненного цикла товаров; определение цен на продукцию на основе оценки спроса, затрат на производство, изучения цен конкурентов и уровня цен; планирование каналов распределения и сбыта продукции: реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда и др. Автором предложена методика разработки маркетинговой стратегии и тактики в процессе обследования предприятия. Основные этапы данного процесса: 1) Подготовительный. Установление первоначальных контактов с предприятием, предварительный диагноз проблемы, составление плана задания и заключение контракта на консультирование о проведении совместных работ по заданию или проекту между предприятием и внешними специалистами. 2) Этап диагностики. Выявление и четкое формулирование проблем, стоящих перед предприятием; составление плана исследования рынка и проведение исследования С целью получения объективной и достоверной информации, правильной интерпретации фактов, необходимо проводить данный этап с параллельным обучением работников предприятия основам маркетинговых знаний в ходе деловых игр, семинаров по соответствующей проблеме, коллективного обсуждения вопросов. 3) Этап планирования действий. Выдвижение маркетинговых стратегий, оценка альтернативных вариантов и выбор стратегии маркетинга, а также планирование маркетинговой тактики по товару, цене, распределению и продвижению. 4) Внедрение. Практическая реализация маркетинговой стратегии и тактики, их корректировка. 5) Завершение. Оценка достигнутых результатов, расчет по обязательствам. Основные статьи затрат: командировочные расходы, типографские расходы, приобретение необходимой информации, время высшего руководства и консультантов, курсы по маркетингу и менеджменту для работников предприятия, другие затраты[2]. Таким образом, разработка маркетинговой стратегии и тактики является важной составляющей процесса реструктуризации предприятия, проведение которой может обеспечить выход предприятий из кризиса. Литература:
|