Каталог статей

Тарасова Е.А., Кошелева С.С.
Государственный университет информатики и искусственного интеллекта

Влияние геоинформационной системы на повышение эффективности работы предприятия

Геоинформационная система (geographic information system), устоявшаяся английская аббревиатура GIS) – автоматизированная информационная система, предназначенная для сбора, хранения, обработки, доступа, отображение и распространение пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит геогpaфическая информация.

Современные геоинформационные системы представляют собой новый тип интегрированных информационных систем, которые, с одной стороны, включают методы обработки данных многих ранее существовавших автоматизированных систем, а с другой – обладают спецификой в организации и обработке данных.

Специалисты в области логистики используют ГИС в разных областях своей деятельности: для анализа и отслеживания текущего состояния и тенденций изменения интересующей их области рынка; при планировании маркетинговой активности; для выбора оптимального по разным критериям местоположения новых торговых точек, складов, филиалов фирмы, производственных мощностей; для выбора эффективных путей распределения продукции, кратчайших или наиболее безопасных маршрутов перевозок и для демографических исследований, определения привязанного к территории спроса на продукцию.

Эффективность решения перечисленных задач с помощью ГИС значительно повышается, этому способствует растущая во всем мире, включая страны CHГ, доступность и достоверность исходных данных, а также постоянное появление на рынке все более мощных и одновременно вполне доступных по цене компьютеров и все более совершенных и дружественных по отношению к пользователю программных ГИС-продуктов [1].

Одной из основных целей внедрения информационных систем на предприятии является снижение издержек производства. Рассмотрим возможности ГИС для решения подобных задач в области транспортной логистики, в частности на автотранспортных предприятиях (АТП).

В первую очередь, ГИС упрощает и оптимизирует текущую производственную деятельность – оптимизирует перевозочные маршруты, что в среднем сокращает пробег подвижного состава на 10-15%. Соответственно, существенно (порядка 5-10%) сокращаются косвенные издержки на ремонт и эксплуатацию подвижного состава. В долгосрочном периоде оптимизация перевозочных маршрутов может дать существенную экономию при замене подвижного состава, к примеру, сократить количество автомобилей за счет оптимизации и увеличения времени работы на линии. Внедрение ГИС совместно с системой GPS-мониторинга подвижного состава позволяют контролировать передвижение автомобилей в реальном времени, что практически исключает возможность использования подвижного состава персоналом в личных целях, а так же дает возможность улучшить прогнозные оценки затраченного времени на маршруте (появляются данные о средних скоростях движения на различных участках маршрута и так далее) [2].

Немаловажным аргументом в пользу внедрения ГИС является сокращение объемов упущенной прибыли. В настоящее время многие клиенты требуют доставки по схеме Just in Time (точно вовремя, JIT). Эта схема требует максимально точных прогнозов времени доставки (временная вилка составляет не более одного часа для внутригородских перевозок) и существенного увеличения надежности перевозок (снижение количества поломок на линии, а как следствие повышенные требования к состоянию подвижного состава) [3].

Итак, следует выделить три основных источника снижения производственных издержек при использовании ГИС:

  • сокращение прямых и косвенных издержек по производству транспортных услуг: снижение пробега подвижного состава, оптимизации снабжения запасными частями и агрегатами и т.д.;
  • снижение затрат от нецелевого использования подвижного состава;
  • сокращение объемов упущенной прибыли от несоответствия качества предоставляемых транспортных услуг рыночным требованиям.

Литература:

  1. Cepreeв B.В. Логистика: информационные системы и технологии: Учебно-практическое пособие / B.В. Cepreeв, М.Н. Григорьев, С.А. Уваров. М.: – Издательство «Альфа Пресс», 2008. – 608 с.
  2. Лукинский В. С. Логистика автомобильного транспорта: Учеб. Пособие / В. С. Лукинский, В. И. Бережной, Н. В. Бережная [и др.]. – М: Финансы и статистика, 2004. – 368 с.: ил.
  3. Зайцев Е.И. Информационные технологии в управлении эффективностью автотранспорта / Е.И. Зайцев. – Спб.: Питер, 2005. – 239 с.