< <Специальный фонд бюджета и бюджетных учреждений: актуальные проблемы и пути решения
Каталог статей

Демьянишин В. В.

Тернопольский национальный экономический университет

Специальный фонд бюджета и бюджетных учреждений: актуальные проблемы и пути решения

Значительную роль в финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений Украины играет специальный фонд, ведь в нем сосредоточено почти половина бюджетных ресурсов распорядителей и получателей бюджетных средств. Для каждого бюджетного учреждения доходами специального фонда являются, как правило собственные доходы, которые в процессе эволюции называли внебюджетными средствами, специальными средствами, собственным поступлениям этих учреждений. Перечень данных доходов неоднократно пересматривался государством, однако их назначение, в целом, существенно не менялось.

Закрепление собственных доходов бюджетных учреждений по специальному фонду связано с необходимостью законодательного упорядочения отдельных источников финансирования конкретно определенных расходов, связанных с не основной и частично основной деятельностью этих субъектов бюджетных отношений, обеспечения прозрачности бюджетных потоков, увеличения объемов бюджетных средств и величины ресурсов бюджетных учреждений, контролируемых государством. Такой шаг, по нашему мнению, можно расценивать как усиление централизации финансовых ресурсов в руках государства и ограничение прав и свобод распоряжаться собственными средствами руководителей государственных учреждений.

Согласно действующему законодательству распределение бюджета и ресурсов бюджетных учреждений на общий и специальный фонды, их составные части определяются Бюджетным кодексом Украины, ежегодными законами о Государственном бюджете Украины и решениями местных советов о соответствующих местных бюджетах. Передача средств между общим и специальным фондом разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины, принятия решения о местных бюджетах или о внесении изменений в них.

Использования средств специального фонда осуществляется в пределах сумм, фактически поступивших к нему на соответствующие цели. На конец бюджетного периода Государственная казначейская служба Украины сохраняет остатки средств на счетах специального фонда для покрытия соответствующих расходов в следующем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. В случае отсутствия соответствующих бюджетных назначений на следующий бюджетный период остатки средств специального фонда перечисляют в общий фонд бюджета [1, с. 51].

Действующее бюджетное законодательство не позволяет создание отдельных внебюджетных фондов органами государственной власти, государственного управления, местного самоуправления и бюджетными учреждениями. Запрещается также открытие внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств (включая собственные поступления бюджетных учреждений) органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями за исключением случаев размещения заграничными дипломатическими учреждениями Украины бюджетных средств на текущих счетах иностранных банков и размещения высшими и профессионально-техническими учебными заведениями на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законодательство предоставляет соответствующее право.

Специальный фонд бюджета и бюджетных учреждений формируется за счет двух основных источников: целевых налоговых поступлений и собственных поступлений бюджетных учреждений. В таких сферах как общественный порядок, безопасность и судебная власть, экономическая деятельность, охрана окружающей среды преобладают целевые налоговые поступления, а в других, в частности, в образовании, здравоохранении, учреждениях духовного и физического развития, социальной защиты и социального обеспечения – собственные поступления.

В Украине наблюдается положительная динамика объемов специального фонда бюджетных учреждений, которая по-разному проявляется в учреждениях общегосударственного и местного значения, однако удельный вес этого фонда в бюджетных ресурсах учреждений и получателей бюджетных средств всех уровней подчинения сократился [2]. Доля собственных поступлений в специальном фонде большинства распорядителей и получателей бюджетных средств тоже характеризуется отрицательной динамикой. Это свидетельствует об имеющихся недостатках и проблемах в решении данных вопросов.

При формировании специального фонда имеют место ряд проблем, которые негативно отражаются на выполнении функций всеми субъектами бюджетных отношений. Так, одной из основных проблем является ограничение прав распорядителей бюджетных средств относительно формирования собственных поступлений по сравнению с руководителями государственных и коммунальных предприятий. Поэтому необходимо расширить права руководителей бюджетных учреждений, это позволило бы распорядителям бюджетных средств самостоятельно решать все вопросы поиска источников увеличения поступлений, формирования необходимых целевых фондов для решения важных проблем выполнения функций учреждениями и стимулировало бы повышение качества предоставления услуг.

Также существенной проблемой является высокая степень централизации управления собственными поступлениями бюджетных учреждений, их перечень строго регламентирован государством. Все без исключения поступления должны быть зачислены на счета соответствующих бюджетов как доходы, после чего могут использоваться согласно утвержденных бюджетов и смет. При отсутствии соответствующих утвержденных бюджетных программ после окончания бюджетного года остатки таких средств могут быть изъяты в соответствующий бюджет. Распорядители бюджетных средств не могут свободно распоряжаться данными ресурсами. При выявлении фактов несоответствия источников собственных поступлений установленному государством перечню, средства в полном объеме изымаются в бюджет. Поэтому необходимо ограничение централизации государством собственных поступлений бюджетных учреждений в доходах бюджетов и совершенствование бюджетного законодательства. Нормативно-правовые акты всех органов государственной исполнительной власти целесообразно, по нашему мнению, согласовать с Бюджетным кодексом Украины, а также устранить несоответствие отдельных положений этих актов.

Низкой остается инициативность руководителей бюджетных учреждений по поискам дополнительных источников увеличения собственных поступлений. Такая инициатива не поощряется со стороны государства и органов местного самоуправления, без решений которых мобилизованы дополнительные ресурсы не могут быть использованы на нужды учреждений. Также большинство руководителей учреждений и организаций не имеют экономического образования, поэтому не могут принимать квалифицированные управленческие решения и быть эффективными финансовыми менеджерами в заведениях, которые они возглавляют. Поэтому необходимо создание эффективной системы стимулирования распорядителей бюджетных средств за инициативность в поиске дополнительных источников увеличения собственных поступлений и гарантирование возможностей использования этих источников на нужды учреждения без изъятия их остатков на конец года в соответствующие бюджеты.

Литература

  1. Бюджетний кодекс України: чинне законодавство зі змінами та допов. на 18 січня 2011 р.: (відповідає офіц. текстові) – К.: Алерта; ЦУЛ, 2011. – 112 с.
  2. Річні звіти про виконання Державного бюджету України за 2002-2010 рр. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: [сылка более недоступна}