Федорова А. О.
Полоцкий государственный университет, Республика Беларусь
Основные элементы системы контроллинга деятельности страховых организаций Республики Беларусь
Систему
контроллинга, как любую систему, можно разделить на составные части. Каждая часть
может собой представлять определенный элемент, под которым следует
понимать простую неделимую составляющую с точки зрения решения конкретной
задачи и поставленной цели. Каждый из элементов системы должен выполнять свою
функцию во взаимодействии с другими частями системы и с точки зрения
существования системы в целом.
Общая теория систем
предъявляет определенные требования к конструированию системных объектов. Это
означает, что для каждого элемента должны
быть определены:
а) функции внутри системы;
б) цель использования;
в) чем и как он
способствует выполнению системой в целом своих функций.
Таким образом, на наш взгляд, выделение
элементов системы контроллинга позволяет не только разделить целое на части, но
и придать этим частям, в качестве которых выступают элементы контроллинга,
функционально-целевую направленность. Если же указанные выше требования не
выполняются, то это свидетельствует о том, что объект не имеет признаков
системности, либо системный подход к управлению этим объектом не применен.
Считаем
целесообразным выделить следующие элементы системы контроллинга:
-
цель контроллинга.
Необходимо организовать
процесс управления таким образом, чтобы обеспечить быстрый и эффективный
процесс принятия решения, а также позволить достичь все цели, которые ставит
руководство страховой организации;
-
функции контроллинга. К основным функциям контроллинга можно отнести: сервисную
функцию (предоставление информации для управления), контроль реализации планов
(выявление и анализ отклонений), оценку текущего состояния страховой
организации, разработку предложений по улучшению плановых показателей
деятельности страховщика, координацию
всех звеньев страховой организации, внутренний контроль деятельности страховой
организации и др.;
-
рабочая группа, занимающаяся
контроллингом в страховой организации. Процесс контроллинга является достаточно
долгим и трудоемким и поэтому необходимо сформировать временную группу
специалистов, входящих в состав финансового отдела страховой компании,
занимающуюся данным процессом;
-
принципы контроллинга. К принципам
контроллинга можно отнести: принцип соответствия целям, принцип независимости, принцип
прозрачности, принцип релевантности, принцип повсеместности и др.;
-
экономические связи
между структурными подразделениями страховой компании. К экономическим связям
можно отнести: учет и оборот
доверенностей, учет и оборот договоров с посредниками, учет и оборот бланков
строгой отчетности, разработка
продуктов, мотивация, продажи, сопровождение
договоров страхования, расторжение
договоров страхования, урегулирование убытков, суброгация (регресс), актуарные
расчеты, делопроизводство, инвестиционная
деятельность и др.;
-
процессы контроллинга,
включающие
в себя планирование, анализ, контроль основных показателей деятельности, а
также принятие управленческого решения;
-
нормативно-правовой
база: предусматривает
проведение основных процессов контроллинга в соответствии с действующими
нормативно-правовыми актами Республики Беларусь;
-
руководство компании как объект наибольшей
заинтересованности в результате процесса контроллинга, а именно в определении
наилучшего направления дальнейшего развития компании;
-
методическое
обеспечение анализа деятельности страховщика. На наш взгляд, этот элемент является
основным в системе контроллинга, так как от выбора системы контрольных показателей
зависит анализ текущего состояния страховой компании, определение основных
направлений развития, а так же формирование основных стратегий улучшения
состояния компании.
Как было показано выше, выполняя свои
специфические функции, каждый из элементов системы контроллинга влияет и позволяет реализовать функции системы в
целом. При этом сложные системы выполняют не одну, а несколько функций, которые
могут выполняться не одним, а несколькими элементами.
Таким образом, взаимодействие
всех элементов системы контроллинга, выполнение ими своих функций обеспечит
достижение максимальной эффективности использования контроллинга в деятельности
страховой организации, а также развития её структуры. Это позволит добиться
оптимума в достижении общих и частных целей (для страховщика и страховой отрасли
в целом), в постоянном улучшении рыночной среды.
В заключение отметим, что контроллинг —
это наука, т.к. принятие любого решения требует не только знаний концептуальных
основ финансового менеджмента страховой организации и научно обоснованных
методов их реализации, но и научных знаний общих закономерностей развития
рыночной экономики.
|