Каталог статей

К.э.н., доцент Молдабекова А. И.
Студент Бекарыстан Р. К.
Актюбинский государственный университет имени К. Жубанова, Казахстан

Национальная инновационная система Казахстана: основные элементы и механизм развития

Одним из основных условий успешного развития экономики государства является формирование национальной инновационный системы (НИС), которая должна обеспечивать непрерывный рост экономики.

Развитие Национальной инновационной системы Республики Казахстан нацелено на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от ее сырьевой направленности, при этом инновации определены как основной фактор, определяющий конкурентоспособность национальной экономики. Полноценное использование инноваций для дальнейшего динамичного развития экономики и общества возможно при проведении государством целенаправленной инновационной политики.

Для формирования НИС определены 4 основные подсистемы (рис. 1), где государство через прямое или косвенное участие может эффективно реализовать инновационную политику [1]:

Рис. 1. Элементы национальной инновационной системы Республики Казахстан

1. Научно-технический потенциал — фундамент инновационного развития. Научный потенциал включает в себя государственные научные организации, научные организации при национальных компаниях, частные научно-исследовательские институты, научные кадры, исследовательскую материально-техническую базу.

2. Инновационная активность бизнеса — основная движущая сила устойчивого экономического роста. Инновационная предпринимательская среда, которая включает различные категории физических и юридических лиц, готовых участвовать в управлении и финансировании высоко рисковых потенциально высокорентабельных проектов, а также инвестировать в проведение перспективных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, коммерциализация которых может привести к созданию новой конкурентоспособной продукции. В частности, к сфере инновационного предпринимательства могут быть отнесены частные инвесторы и менеджеры инновационных проектов, бизнес-ангелы, инновационные предприятия, финансирующие перспективные прикладные научные разработки, а также венчурные фонды. Последние должны выступать не только в качестве пассивных источников финансирования инновационных проектов, но и самостоятельно заниматься активным поиском и продвижением перспективных разработок в научно-исследовательской сфере.

3. Инновационная инфраструктура — комплекс взаимосвязанных производственных, консалтинговых, образовательных и информационных структур, готовых предоставить базу и комплекс сопутствующих услуг для организации инновационных производств. Инновационная инфраструктура представляет собой комплекс предприятий, включающий материально-техническую базу, обученный профессиональный персонал и отлаженные механизмы сотрудничества с научными и финансовыми институтами, необходимые для предоставления инновационным предпринимателям полного пакета услуг по организации инновационных производств, начиная с консультирования, начальных маркетинговых исследований и написания бизнес-планов и заканчивая предоставлением льготной аренды помещений, производственных мощностей, коммунальных услуг и пр.

4. Финансовая инфраструктура — комплексное финансирование научно-производственных и образовательных процессов в сфере инновационно-технологического развития. Данная инфраструктура готова на основе государственно-частного партнерства участвовать в финансировании высоко рисковых инновационных проектов. Кроме того, финансовая инфраструктура обеспечивает комплексное финансирование перспективных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также через прямые и косвенные механизмы стимулирует развитие предпринимательства в инновационной сфере и инфраструктуры.

За период независимости Казахстана в экономике страны произошли кардинальные изменения, которые привели к экономическому росту. Принятие Стратегии индустриально-инновационного развития послужило толчком к следующему этапу реформирования экономики. В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития можно выделить три этапа: первый этап - 2003-2005 гг., второй этап - 2006-2010 гг., третий этап – 2011-2015 гг [2].

Основной задачей первого этапа индустриально-инновационного развития было создание экономических, инфраструктурных и институциональных основ перехода к инновационной стадии развития. Определены пять приоритетных направлений фундаментальных исследований: комплексные научные исследования в области физики, химии, биологии, прикладные научные исследования – в области топливно-энергетического комплекса, нефтехимии и минеральных ресурсов.

В настоящее время в нашей стране разрабатывается государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 гг. Ее разработка осуществляется в целях обеспечения диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики Казахстана. Программа предполагает модернизацию и диверсификацию базовых отраслей экономики в долгосрочном периоде. Приоритетными направлениями экономического развития являются агропромышленный комплекс, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, машиностроение, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура и др [3].

Стратегия базируется на следующих принципах:

  • Партнерство с частным сектором;
  • Направленность инвестиционных и инновационных предложений на повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в не сырьевых отраслях промышленности;
  • Государственная финансовая и иная поддержка реализации проектов, направленных на модернизацию промышленности, гласность и транспарентность процедур по ее оказанию;
  • Комплексный характер мер государственной поддержки отраслей, обеспечивающих развитие цепочки добавленных стоимостей;
  • Обеспечение равных конкурентных условий и здоровой конкурентной среды;
  • Нацеленность индустриальной политики на формирование конкурентных преимуществ.

В целях мониторинга общей эффективности работы НИС и ее влияния на индустриально-инновационное развитие страны может использоваться следующая система индикаторов [4].

Организация эффективной работы национальной инновационной системы позволит активизировать инновационные процессы во всех сферах экономики.

В частности, к 2015 году будет достигнуто:

  • увеличение удельного веса услуг научной и научно-инновационной Деятельности в ВВП с 0,8% в 2005 году до 1,7% к 2015 году;
  • увеличение прямых иностранных инвестиций в инновационную и научно-исследовательскую деятельность Казахстана в 15-20 раз к 2015 году по сравнению с 2003 годом;
  • оптимизация системы бюджетного финансирования прикладных НИОКР; НИС будет одним из основных факторов, вносящих вклад в индустриальное развитие страны, повышение производительности труда и снижения энергоемкости ВВП.

Таблица №1

Индикаторы развития НИС

Индикатор

2006

2010

2013

2015

1

Доля бюджетных затрат на исследования и разработки к общим затратам на исследования и разработки

51,17%

70%

60%

50%

2

Доля иностранных инвестиций на исследования и разработки к общим затратам на исследования и разработки

1,5 %

3 %

6 %

12 %

3

Количество поданных заявок в АО «НИФ» на финансирование инновационных проектов, в год

118

235

400

900

4

Доля заявок в АО «НИФ» на финансирование проектов ОКР, поданных от ВУЗов, НИИ, или

научных сотрудников

63 %

50 %

40 %

30 %

5

Количество выполняемых венчурными фондами инновационных проектов, в год

11

23

40

90

Первый этап развития НИС (2005-2007 годы) был, в целом, выполнен за небольшими исключениями.В частности, были определены приоритеты научно-технологического развития. Начала работать система предоставления финансирования инновационных проектов на разных стадиях, была создана система венчурного финансирования с участием как отечественного, так и зарубежного капитала.Создана и получила развитие инновационная бизнес-среда, началась реализация системных инновационных проектов, формирующих ядро кластеров,требующих концентрации государственных ресурсов под эгидой АО «ФУР «Казына» с активнымучастием Национального инновационного фонда и

Других национальных институтов развития. Созданы и начали функционировать основные элементы инновационной инфраструктуры: национальный технологический парк информационных технологий «Alatau IT city», 3 из 7 региональных технопарков, 6 из 12 технологических бизнес-инкубаторов при крупных технологических университетах и технопарках, создается и совершенствуется нормативно-правовая база для развития научно-технической и инновационной деятельности.

По объективным причинам не был выполнен ряд задач первого этапа, а именно:

  • создание рынка ценных бумаг венчурных фондов и молодых технологических компаний (рынок IPO);
  • создание национальных технологических парков и зон: парка ядерных технологий, парка биотехнологий, индустриального нефтехимического технопарка, парка новых материалов, парка агро-промышленных технологий; 4 из 7 региональных технопарков; 6 из 12 технологических бизнес-инкубаторов при крупных технологических университетах и технопарках и 8 учебных центров при технопарках; создание единой информационной базы инновационной деятельности в Республике Казахстан.

На втором этапе (2008-2010 годы) будет продолжено совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов НИС, кроме того будет ликвидировано отставание по выполнению задач первого этапа. Основными результатами второго этапа станут устранение «узких мест», выявленных в ходе реализации первого этапа, окончательное становление элементов НИС, налаживании их эффективного взаимодействия, создание эффективной системы трансфера зарубежных технологий в Республику Казахстан, а также формирование материально-технической базы, необходимой для создания конкурентоспособных отечественных научных разработок. Показателем эффективности этой стратегии будет привлечение зарубежного венчурного капитала в страну. Получит активное развитие механизм венчурного финансирования через создание венчурных фондов с зарубежными инвесторами. Начнет развиваться кластерная кооперация вокруг проектов, сформированных на первом этапе. Субъекты НИС будут активно участвовать в проектах по формированию технологических альянсов с ведущими мировыми компаниями. На данном этапе развитие инновационной системы должно идти параллельно с индустриальным развитием и модернизацией экономики страны. Трансфер технологий и внедрение отечественных разработок будут иметь своей конкретной целью получение коммерческого эффекта от внедрения в экономике, повышение производительность труда и применение энергосберегающих технологий.

К началу третьего этапа (2011-2013 годы) окончательно сформированные элементы НИС должны эффективно взаимодействовать и стабильно развиваться. На данном этапе планируется постепенно сокращать объем государственных расходов на развитие НИС и стимулировать рост частных инвестиций. Результатом должно стать самодостаточное развитие, государство будет применять преимущественно косвенные инструменты стимулирования.

К завершению третьего этапа должны быть видны основные достижения создания и развития НИС, а именно: существенное увеличение доли наукоемкого производства, рост экспорта высокотехнологичной продукции и технологий.

На четвертом этапе (2014-2015 годы) планируется постепенный выход государства из венчурных фондов и инновационных проектов. Государство сконцентрирует свои инвестиции на фундаментальных научных исследованиях, имеющих своим косвенным эффектом пользу для всей экономики. Что касается прикладных исследований, то они будут в большей степени финансироваться частными инвесторами [5].

Литература:

  1. Ахметова Г.Р. Концепция национальной системой инноваций: эволюция взглядов // Вестник университета «Туран».- 2000.-№ 3-4.-С.43-47
  2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы от 17 мая 2003 года // http: //www.mit.kz.
  3. Концепция программы индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 годы с перспективой до 2030 года.
  4. Годовые отчеты 2005-2008 гг. АО «Национальный инновационный фонд»
  5. Тулекбаев Е.Т. Построение национальной инновационной системы в Казахстане. //Инновации. – 2007.- № 08 (106).- С.28-34