Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н., доцент Чувилова О.Н. К.э.н., доцент Рыбина Г.К. ФГБОУ ВПО Ставропольский Государственный Университет Научные подходы к определению геофинансовой безопасности регионов в свете перехода мировой финансовой системы на новый уровеньГеофинансы – это «сосуд с водой»:
Чувилова О.Н. Усиление внимания к геофинансовой составляющей развития страны и регионов (центров и периферий) обусловлены глобальными изменениями «мировой финансовой полярности», усилением социальной составляющей в мировых финансовых системах, необходимостью разработки эффективных систем геофинансовой безопасности. По мнению экс главы МВФ Доминика Стросс – Кана, в настоящее время в мировой финансовой системе происходят глобальные сдвиги, финансовая система теряет определенную подконтрольность, что может повлиять на экономическую и финансовую безопасность многих стран. Большинство зарубежных и отечественных ученых связывают геофинансовый выбор с усилением национального элемента финансовых ресурсов. Так, Б.Р. Фульчери говорит о том, что «с геоэкономической точки зрения финансовые ресурсы являются сырьем, наличие которого в каждый момент времени строго ограничено; поэтому в основе пользования финансовыми ресурсами лежит борьба за их источники» [1]. В современных условиях воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. Как справедливо отмечает Чуев Д.А., с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своем финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях [2]. Глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства и регионы. По мнению Э. Кочетова «существо нового содержания финансовых потоков состоит в том, что они, с одной стороны, оторваны от воспроизводственных циклов (уход в виртуальное геофинансовое пространство), с другой стороны, они наполняют новым содержанием меновую стоимость. В этой ситуации углубление процесса отхода от эквивалентного обмена и перелив финансовых потоков в спекулятивный капитал формируют новейшую историко-экономическую ситуацию, когда финансовый менеджмент и финансовое право (как часть финансового управления) получают новейшую функцию регулирования мировых денежных потоков. ...Баланс (четкое осмысление правовых и экономических критериев различия) между воспроизводственными финансами, опосредующими инвестиционный процесс, и виртуальными финансами, опосредующими в определенной части мировой финансовый рынок, становится одним из основополагающих элементов обеспечения эффективного получения национального дохода. ...Неразграничение этих двух сфер финансового-правового регулирования (реальных и виртуальных финансов - В.Б.) ведет к накоплению необоснованного национального долга, когда внешние финансовые обязательства России возрастают в зависимости от манипулирования реальными и виртуальными финансовыми обязательствами в мировом финансовом обороте» [3]. По мнению Мироновой О.А., движущей силой развития геофинансов в числе прочих выступает научно-техническая революция в области средств связи, способствующая ускорению передачи прав собственности на активы в международном масштабе и возможности совершать мгновенные перемещения огромных сумм денежных средств в любые точки земного шара [4]. Оффшорные зоны, еврорынок и прочие мировые финансовые центры в лице крупнейших банков, валютных, фондовых бирж и иных крупных финансовых институтов повсеместно выхватывают из процесса кругооборота капитала, пожалуй, самый мобильный его элемент - деньги - и, манипулируя ими, аккумулируют в своих руках значительную финансовую и экономическую мощь. В результате происходит отрыв финансовых потоков от реального воспроизводственного процесса и уход колоссальных сумм в виртуальное пространство спекулятивных операций. Таким образом, функции регулирования мировой финансовой системы отчасти перемещаются к мировым финансовым центрам, главным из критериев экономической деятельности которых является максимальная прибыльность в кратчайшие сроки, значение же всех прочих критериев нивелируется. Данный аспект послужил основной причиной мирового финансового кризиса, разразившегося в 2007 году и наложившего отпечаток на финансовую безопасность стран и регионов. Другим мощнейшим регулятором современной мировой экономики и, в частности, мировой финансовой системы выступают транснациональные корпорации, деятельность которых во многом подстегнула и ускорила развитие процессов глобализации. Мы считаем, что геофинансы есть не что иное, как география финансовых рынков, на которых происходит не только перераспределения финансовых доходов, но и всех финансовых потоков. Геофинансы являются составной частью геоэкономики и причем с каждым годом растет значимость данной составляющей. Это обусловлено последствиями финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг., который свел «на нет» попытки мирового экономического сообщества создать контролируемую глобальную финансовую систему. Геофинансовая безопасность ведущих центров и периферий есть синтез геофинансов и геополитики. Геофинансовая безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. По нашему мнению, геофинансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость геоэкономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов, теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему; предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики; предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; привлекать на взаимовыгодной основе международные инвестиционные ресурсы; предотвращать отмывание доходов, полученных преступным путем. В ситуации геоэкономических вызовов и угроз перед мировым сообществом встала задача поиска новой модели в сфере ответственности при формировании нового мирового порядка по защите национальных экономических систем от геоэкономического падения. И Россия одна из первых осознает этот новейший геоэкономический вызов. Поэтому не случайно, что именно в России зародилась идея формирования новейшего международного правового института - геоэкономического трибунала, (в рамках нового пакета международных структур [5, 6]). Здесь, как справедливо отметил отечественный ученый Сенчагов В.К., «стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны и являются основой обеспечения национальных интересов России» [7]. Реализация собственных интересов государств, порой крайне агрессивных, происходит не только в рамках политических границ, но, и это в первую очередь, в диапазоне экономического влияния, в рамках геофинансового пространства. Поэтому, для выхода на наиболее благоприятные условия формирования и перераспределения мирового дохода, можно сказать, что геофинансовой безопасностью России является именно обеспечение мирового дохода в интересах РФ. Целью геофинансовой безопасности является поддержание на оптимальном уровне геоэкономического (геофинансового) баланса, то есть баланса расходов и доходов страны в глобальных обменах. Безусловно, без достижения данной цели нормальное функционирование государства и достойная жизнь народов, проживающих в нем, невозможно, что легко можно доказать раскрывая смысл который закладывается в рассматриваемое понятие. Кочетов Э.Г. в основу экономической безопасности положил такой инструмент как геоэкономический баланс. Мы считаем, что в основе национальной (экономической) безопасности страны и ее регионов должен находится геофинансовый баланс – аналитический и синтетический инструмент, отражающий положение объекта анализа в глобальном финансовом пространстве. Финансовая безопасность должна рассматриваться как осуществление самостоятельной финансово-экономической политики в соответствии с национальными интересами, направленное на обеспечение экономического роста страны и создание эффективной системы государственного регулирования, способствующей функционированию не только элементов финансовой системы государства, но и взаимосвязанных с нею звеньев экономической системы регионов. Структура контроля над финансовой безопасностью Российской Федерации приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура контроля за обеспечением финансовой безопасности России (авторск.) Уровень финансовой безопасности определяет степень доверия инвесторов и уровень риска при инвестировании в экономику страны. Устойчивость финансовой системы государства является важнейшим критерием финансовой безопасности. На региональном уровне практически не оперируют такими понятиями как геофинансы, неофинансы, региональная финансовая безопасность [8]. Мы считаем, что финансово-экономическая нестабильность как последствие мирового финансового кризиса, повлекшая за собой ухудшение экономического положения регионов, может быть преодолима в результате не только целенаправленной стабилизирующей государственной политики, политики бюджетного федерализма, но и региональной финансовой политики. Причем, в данном случае, финансовая политика региональных органов власти (бюджетная политика) должна носить характер геофинансов. Перефразируя трактовку Б.Р. Фульчери, мы пришли к определению геофинансов региона как совокупности отношений, которые могут возникнуть между политикой управления финансовым пространством и политикой, направленной на обеспечение самодвижущего развития регионов [9]. В свою очередь геофинансовая безопасность регионов должна базиро-ваться на равномерности их социально-экономического развития. В настоящее время наблюдается явная диспропорция данного процесса (таблица 1). Таблица 1 Уровень неравномерности социально-экономического развития субъектов РФ в 2006 – 2010[1] гг.
Из таблицы видно, что различия в уровне ВВП на душу населения между субъектами Федерации составили в 2006 году (с применением принятого в статистике метода отсечения крайне высоких и крайне низких значений) порядка 10 -20 раз. Это примерно в 2,5 раза больше, чем между странами Евросоюза. В 2010 году эти показатели составили 3-26 раз. Различия в среднедушевых денежных доходах между субъектами Федерации составляют порядка 4-30 раз и по инвестициям на душу населения- 4 – 17 раз. При этом разница между докризисным периодом и посткризисным периодам по данным показателям составляет 1-1,5 раза. Данный аспект свидетельствует об «индивидуализации» регионов по всем составляющим социально-экономического потенциала. Мы считаем, что основным вектором обеспечения геофинансовой безопасности региона должен явиться рост коэффициента оценки его геоэкономического потенциала, который возможен за счет следующих факторов (таблица 2) [9]. При этом индикаторы обеспечения геофинансовой безопасности региона могут варьировать в зависимости от ведущих отраслей, наличия тех или иных природных ресурсов в регионе, инновационной активности институтов, уровня жизни населения и других факторов. На основе критериев геофинансовой безопасности региона необходимо конкретизировать национальные интересы в сфере экономики с учетом ее современного состояния. Они формулируются в виде следующих задач обеспечения экономической безопасности:
Таблица 2 Факторы, обеспечивающие рост геофинансовой безопасности региона
В любом случае, система геоэкономической и геофинансовой безопасности региона должна быть частью общей системы экономической безопасности страны, в которой отражены национальные интересы России в сфере экономики, которые содержаться в Концепции национальной безопасности. Литература:
|